Мотивация, как органическая составляющая жизни организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

предметом исследования является мотивация достижения, а объектом – различие мотивации достижения у мужчин и женщин.

Гипотеза: мотивация достижения не зависит от гендерных различий.

Цель исследования: Изучение мотивации достижения у мужчин и женщин на примере сотрудников предприятия бытового обслуживания ООО «Силуэт».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

I. Теоретические:

1.Дать определение понятия мотивации достижения.
2.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
II. Методологические:

1. Подобрать методы для достижения цели исследования.

2. Подобрать методики для исследования.

III.Практические:

1. Продиагностировать мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

2.Составить диагностическое заключение по мотивации достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

3.Сообщить обследуемым результаты диагностики.

4.Сравнить мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения.

1.1 Мотивация достижения как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач. 5

1.1.2 Гендерные особенности мотивационной сферы. 12
1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик 22

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования 31

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик 31

2.3. Описание психодиагностической процедуры 33

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке 35

Заключение 42

Список литературы 44

Приложение 46

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая5.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

     Существуют  три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая состоит в том, что женщины  иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая - что мужчины  и женщины мотивированы разными  потребностями: для женщин потребность  в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья - мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.

     Первая  точка зрения находит подтверждение  в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха, приведенных в статье К. До. Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин - мотивация совершенствования и соревнования. В других выборках (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования были меньшими, а по соревновательности различия (в пользу мужчин) были такими же, как у студентов.

     Эти данные могут объяснить различия в мотивах учебной деятельности студентов разного пола, выявленные в книге "Вопросы практической психодиагностики...": у мужчин больше была выражена направленность на получение  знаний и профессии, а у женщин - направленность на получение диплома. Говоря другим языком, у женщин было более выражено стремление к достижению результата (диплома), а у мужчин - совершенствование (получение профессиональных знаний).

     Половые различия в мотиваторах. Под мотиваторами подразумеваются факторы, влияющие на принятие человеком решения о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность. Мужчины чаще называют в качестве мотиватора оценку своих возможностей, своего состояния, а женщины в той же ситуации ориентируются на то, как они воспринимаются со стороны (идет им или нет та или иная часть гардероба и т. п.).

       Деньги как ценность. Как отмечает А. Фенэм, женщины больше, чем мужчины, подвержены фантазиям и навязчивым идеям о деньгах, они больше верят, что заработок должен зависеть от усилий и способностей работника. Правда, при обследовании представителей 43 стран было выявлено, что и у мужчин имеется тенденция придавать деньгам повышенную ценность (исключение составили лишь 2 страны). Предполагается, что это связано с большей склонностью мужчин к соперничеству, а между этой склонностью и представлениями о ценности денег имеется тесная корреляция.

     По  мнению Р. Белка и М. Валендорфа, женщины  думают о деньгах как о способе  приобретения вещей, а мужчины - власти. Однако по данным, которые предоставили К. Ямамучи и Д. Темпер, именно женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть.

     По  данным М. Принс и М. Линн, женщины  выражают более сильную фрустрацию по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувство беспомощности, депрессии, гнева, зависти, стыда и паники и чаще - восхищения, счастья.

     В. Рубинштейн отмечает, что мужчины  более доверчивы и уверены  в себе в финансовых вопросах, больше удовлетворены своей финансовой ситуацией и оптимистичнее смотрят на свое будущее материальное положение. В. Рубинштейн, однако, считает, что вопреки распространенному мнению мужчины и женщины придают одинаковое значение финансам [23, c. 123].

     Особенности направленности личности у мужчин и женщин. Обследование студентов казанскими психологами показало, что личностная направленность больше выражена у лиц мужского пола, а на взаимодействие - у лиц женского пола, деловая же направленность выражена у тех и других одинаково. О направленности лиц мужского и женского пола можно судить и по тематике рисунков, выполненных теми и другими на свободную тему. Оказалось, что у студенток было больше рисунков по темам "Природа", "Быт", а у студентов - по темам "Спорт", "Техника".

     К. Хорни отмечает, что существуют различия в том, куда направлен творческий импульс мужчины и женщины. Женский  способ существования реализуется  преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайтам. Мужской способ существования характеризуется направленностью творческого импульса вовне, на поиск возможностей преобразования внешнего мира через взаимодействие с ним и утверждение себя в нем. Таким образом, самореализация женщины в отличие от мужчины происходит не через поступки, а через процесс самоосознания.

     Е. П. Кораблина пишет, что смыслом  существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-то через принятие объекта  своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего (по отношению к своей субъективности) мира и поиску в нем смысла своего существования.

     Направленность  на успех-неудачу. Е. Фергюсон (E. Ferguson, 1976) считает, что у мужчин превалирует мотив успеха, а у женщин - мотив избегания неудач. К. Хорни тоже отмечает, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация - избегание неудачи.

     Имеются, однако, и другие данные. Так, в исследовании А. И. Винокурова выявлено, что женщины статистически достоверно по сравнению с мужчинами имеют более высокий уровень как потребности в достижении, так и избегании неуспеха в деятельности.

     М. Л. Кубышкина, изучавшая возрастные особенности мотива социального успеха, не обнаружила различий между юношами и девушками в распределении мотивационных тенденций (избегание неудачи, стремление к признанию, к соперничеству). Взрослые же женщины менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. Если у девушек надежда на социальный успех превалирует над мотивом избегания неудачи, то у женщин выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех. Между юношами и мужчинами подобных различий выявлено не было. Автор предполагает, что девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к признанию и деловому успеху. Обнаруженное же у женщин снижение стремления к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может свидетельствовать о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения и на семейный очаг.

     Различия  в мечтах (желаниях). Левинсон отмечает, что как для мужчин, так и для женщин мечта имеет центральное значение. Но если для мужчин мечты о будущем носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность: карьера и замужество. Лишь домохозяйки имели однородную мечту: все свое свободное время они хотели посвятить обязанностям жены и матери, как это когда-то делали их собственные матери.  

     Переживания успеха и неудачи в основном связаны  с задачами средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача  в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень  достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково.

     Дело  решает отклонение от цели, разница  между последним достижением  и базирующемся на нем уровне притязаний к очередному выполнению. Разница  эта для каждого индивида до известной  степени сохраняет постоянство  во времени. Она может быть позитивной или негативной, т. е. Уровень притязаний всегда или несколько выше уже имеющегося уровня достижений или несколько ниже. После явного улучшения достижений обычно наблюдается сравнительно большая готовность повышать уровень притязаний, чем при ухудшении достижений – его понижать. Для объяснения тенденции повышения уровня притязаний Hoppe ввел понятие «Я – уровень», которое затем превратилось в понятие мотива достижения, определяемого как «… стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может либо удаться, либо не удаться.»

     Было  также установлено, что если задаче придается более личностное значение, то уровень притязаний имеет тенденцию к повышению. Похожее явление имеет место, когда выбранная цель в какой-то степени нереальна, т. е. испытуемые руководствуются скорее желаниями, чем реалистическими ожиданиями. Введение при формировании личности уровня притязания стандарта достижений референтной социальной группы может привести к конфликту между индивидуальными и социальными нормами, тем самым оказывая влияние на уровень притязаний субъекта.  
 

     1.2  Основные методы диагностики мотивации и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик 

     В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения.

     Исследования  мотивации достижений начали проводиться Д.С. Макклелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея.

     Необходимость подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными  ориентациями людей из разных социальных слоев. По Макклелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.

     Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как  Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен  и др. они заметили, что у ребенка произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.

     Определение мотива достижения (стремление к повышению уровня собственных возможностей) не объясняет определенных особенностей развития человека, поэтому были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения.

       Это: 

  1. Личностные стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.;
  2. Привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данном виде деятельности;
  3. Индивидуальные предпочтения — приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам.

     Чем выше эмоциональная включенность родителей  в дела ребенка и соответствующая  этому окружающая обстановка, тем  выше у ребенка потребность в достижении успеха. Для формирования такой потребности давление родителей на ребенка должно быть ненавязчивым, а окружающая среда должна быть благоприятной и побуждающей. В этом случае появится наибольшая вероятность для самостоятельной проверки ребенком своих умений и возможностей.

     Существуют  различные методы для диагностики  мотивации.

     Прямые  методы психодиагностики мотивационной сферы личности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.

     Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у человека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.

Информация о работе Мотивация, как органическая составляющая жизни организации