Мотивация, как органическая составляющая жизни организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

предметом исследования является мотивация достижения, а объектом – различие мотивации достижения у мужчин и женщин.

Гипотеза: мотивация достижения не зависит от гендерных различий.

Цель исследования: Изучение мотивации достижения у мужчин и женщин на примере сотрудников предприятия бытового обслуживания ООО «Силуэт».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

I. Теоретические:

1.Дать определение понятия мотивации достижения.
2.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
II. Методологические:

1. Подобрать методы для достижения цели исследования.

2. Подобрать методики для исследования.

III.Практические:

1. Продиагностировать мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

2.Составить диагностическое заключение по мотивации достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

3.Сообщить обследуемым результаты диагностики.

4.Сравнить мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения.

1.1 Мотивация достижения как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач. 5

1.1.2 Гендерные особенности мотивационной сферы. 12
1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик 22

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования 31

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик 31

2.3. Описание психодиагностической процедуры 33

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке 35

Заключение 42

Список литературы 44

Приложение 46

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая5.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение            2

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения.

1.1 Мотивация достижения как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач. 5

1.1.2 Гендерные особенности мотивационной сферы.   12

1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик    22

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования    31

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик 31

2.3. Описание  психодиагностической процедуры     33

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке 35

Заключение            42

Список  литературы           44

Приложение             46 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Темой данной курсовой работы является: «Изучение мотивации у взрослых». Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

     Я считаю, что данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на мой взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

     Исходя  из этого, предметом исследования является мотивация достижения, а объектом – различие мотивации достижения у мужчин и женщин.

     Гипотеза: мотивация достижения не зависит от гендерных различий.

     Цель  исследования: Изучение мотивации достижения у мужчин и женщин на примере сотрудников предприятия бытового обслуживания ООО «Силуэт».

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     I. Теоретические:

  1. Дать определение понятия мотивации достижения.
  2. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

    II. Методологические:

    1. Подобрать методы для достижения цели исследования.

     2. Подобрать методики для исследования.

     III.Практические:

   1. Продиагностировать мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии  бытового обслуживания ООО «Силуэт».

   2.Составить диагностическое заключение по мотивации достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

     3.Сообщить обследуемым результаты диагностики.

   4.Сравнить мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

     Выборка, на которой проводилось исследование, представлена мужчинами и женщинами предприятия бытового обслуживания ООО «Силуэт» ст. Кущевская, из них 10 мужчин и 10 женщин.

     Для исследования были применены следующие  методы:

  1. Психологические методы:

     - метод тестирования по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса и методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса.

  1. Методы математической обработки: программа «Excel».
  2. Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю.  Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский,  Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен).

     И работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В. и др.

     Теоретическая новизна работы определяется комплексным, теоретическим, методологическим и прикладным подходом к исследованию одного из базовых, но мало разработанных в психологии научных понятий. Проведенное теоретическое обобщение позволило объединить несколько психологических и социально-психологических аспектов по поставленной проблеме.

     Практическая  значимость работы заключается в  том, что полученные результаты могут  лечь в основу диагностики при  профотборе и профориентации; для отслеживания динамики профессионализации; в качестве вспомогательного средства для наиболее оптимальной расстановки кадров; в целях повышения эффективности аттестации персонала и т.д.

     Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трёх основных глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений. 

 

      Глава 1. Теоретические  основы изучения мотивации достижения и избегания неудачи 
 

     
    1. Мотивация достижения как предмет исследования
 

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач 

     Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. [23] А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж. Ньюттену мотивация — «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели» Зейгарник Б.В,1989 [11].

     Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Активность поведения обусловлена наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность. Данилова Н.Н., Крылова А. Л., 1999 [9] По мнению Ж. Ньюттена «всякий объект потребности является чем-то, что будет, чего нужно достичь, и это образует поведенческое будущее. Таким образом, будущее является временным качеством мотивационного объекта» Зейгарник Б.В,1989 [11].

     А. Маслоу считал, что человек — существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» Маслоу А. 1999 [18]. Маслоу считал потребности человека врожденными и организованными в иерархическую систему, в основе которой он ставил принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Например, физиологические потребности должны быть достаточно удовлетворены ещё до того, как возникнут потребности в безопасности, и т. д.

     Иерархия  потребностей, согласно А. Маслоу, выглядит следующим образом:

     1) физиологические потребности;

     2) потребности безопасности и защиты;

     3) потребности в принадлежности и любви;

     4) потребности в признании;

     5) потребности самоактуализации.

     Маслоу  предполагал, что стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье, определенные же типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств…». Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния. Маслоу А. 1999 [18]

     Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Макклелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.

     Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Фопель К., 2000 Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:

     1) эффекта или результата поведения;

     2) способа осуществления поведения;

     3)избирательного  внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;

     4) выражения конкретной эмоции или аффекта;

     5) выражения удовлетворения при  достижении определенного эффекта  или неудовлетворения, если эффект  не достигнут.  Холл К.С., 2000 [27]

     Данные  исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо» Изард К. Э.,2000 [12].

     У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избежания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения. Конюхов Н.И., 1999 [14]

Информация о работе Мотивация, как органическая составляющая жизни организации