Мотивация, как органическая составляющая жизни организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

предметом исследования является мотивация достижения, а объектом – различие мотивации достижения у мужчин и женщин.

Гипотеза: мотивация достижения не зависит от гендерных различий.

Цель исследования: Изучение мотивации достижения у мужчин и женщин на примере сотрудников предприятия бытового обслуживания ООО «Силуэт».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

I. Теоретические:

1.Дать определение понятия мотивации достижения.
2.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
II. Методологические:

1. Подобрать методы для достижения цели исследования.

2. Подобрать методики для исследования.

III.Практические:

1. Продиагностировать мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

2.Составить диагностическое заключение по мотивации достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

3.Сообщить обследуемым результаты диагностики.

4.Сравнить мотивацию достижения у мужчин и женщин на предприятии бытового обслуживания ООО «Силуэт».

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения.

1.1 Мотивация достижения как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач. 5

1.1.2 Гендерные особенности мотивационной сферы. 12
1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик 22

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования 31

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик 31

2.3. Описание психодиагностической процедуры 33

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке 35

Заключение 42

Список литературы 44

Приложение 46

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая5.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

     Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Хекхаузен Х., 2001 [26]

     Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии „субцелей“ к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов.» Хекхаузен Х., 2001 [26].

     Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение Холл К.С., 2000 [27].

     Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

     1. Сложность выполняемого задания  (внешний, устойчивый фактор успеха).

     2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).

     3. Случайное стечение обстоятельств  (внешний, неустойчивый фактор успеха).

     4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха). Немов Р.С., 1999 [20]

     М. Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

     Экспериментальные исследования показали, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мотивационно — эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции меняется в зависимости от изменения величины двух указанных параметров как у испытуемых с мотивом стремления к успеху, так и с мотивом избегания неудачи. Магомед-Эминов М.Ш., 1987 [16]

     Важной  особенностью мотивации человека является двухмодальное, положительно- отрицательное её строение. Эти две модальности побуждений проявляются в относительно различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды, то есть в виде стремления к чему-либо или избегания, в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания.  Эмоциональные переживания, пишет В. К. Вилюнас, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности открываются субъекту, указывая на соответствующие им предметы и воздействия Вилюнас В.К.,1990 [5].

     Важное  значение эмоций заключается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека практически постоянно одновременно проявляются мотивационные факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха — неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности» Вилюнас В.К.,1990 [5].

     Эмоции  успеха — неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха — неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение. Обобщенная эмоция успеха — неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. Вилюнас В.К.,1990. 

     1.1.2 Гендерные особенности мотивационной сферы

 

     Ш. Берн [1] отмечает, что социальные стереотипы, касающиеся гендеров, могут вынудить нас поверить, что по сравнению с мужчинами женщины - более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненности.

     Действительно, в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева показано, что при самоописаниях склонность к подчинению рассматривается женщинами как социально желательная характеристика. Считается, что в любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, а при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения, и что в школе девочек легче заставить выполнить какие-либо поручения.

     Как пишут Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова, "для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять смысл и значение мероприятия: если они этого смысла не обнаружат, то, как бы их ни убеждали, что "это нужно", активности не проявляют".

     "Самостоятельность  является символом успешности, могущества  и состоятельности "марсиан".

     Если  женщины смогут понять данную особенность  марсиан, это, безусловно, поможет им понять, почему мужчины не любят, когда  их поправляют или говорят им, что  надо делать. Дать мужчине совет, которого он не просил, равнозначно предположению того, что он не знает, что делать, или не может справиться с этим самостоятельно. Это сильно задевает мужчин, потому что вопрос состоятельности очень важен для них.

     Поскольку марсианин справляется со своими проблемами самостоятельно, он крайне редко о них говорит - лишь в тех случаях, когда ему необходим совет человека более опытного, чем он сам. Марсианин совершенно логично обосновывает свое поведение: "Зачем я буду вмешивать в свое дело кого-то еще, если смогу справиться с ним сам?" И остается наедине со своей проблемой, за исключением тех случаев, когда ему нужна помощь в поиске решения. А просьба о помощи в тех случаях, когда можно справиться самому, считается проявлением слабости".

     Эта точка зрения господствовала до конца 70-х гг. XX в. вопреки тому, что 82 % исследований, сравнивавших мужчин и женщин на предмет  убеждаемости, и 74 % исследований, в  которых искали гендерные различия в конформности, никаких различий не обнаружили, пишет Ш. Берн, ссылаясь на работы Игли с соавторами. Но действительно ли это так?

     Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как  следует из данных А. И. Захарова, это  наблюдается не во всех возрастных группах.

     Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны). По данным Э. С. Чугуновой [27], у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.

     Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.

     А. В. Ермолин выявил, что при объяснении поступка "потребности" чаще называются лицами мужского пола, а "долженствование" - лицами женского пола. Это согласуется с данными ряда авторов о том, что школьницы больше предрасположены к усвоению общественных норм и требований.

     В исследовании Ю. Е. Кочневой и О. А. Шибалиной  выявлено, что мужчины демонстрируют большую потребность в познании, чем женщины.

     Мотив (потребность) достижений. Распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда женщин, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые аналогичными видами деятельности.

     Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклеланда с сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели [17, c. 123].

     Обычно  считается, что мужчины с детства имеют большую потребность достижения в областях, связанных с неодушевленными предметами и не связанных с личностью, причем они мотивированы на него ради самого достижения. Женщины же имеют меньшую мотивацию достижения в областях, связанных с взаимодействием людей, и их усилия направлены не на сам успех, а на желание нравиться другим или избегать осуждения).

     Чтобы разобраться в достаточно обширных и неоднородных результатах, полученных на разных возрастах и с помощью  различных методик, которые направлены на изучение трудносопоставимых или просто не совпадающих между собой сторон мотивации личности, сгруппируем данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по возрастным периодам и методикам и прокомментируем результаты. Исследования можно разделить на следующие категории: изучающие уровень притязаний, мотивацию по отношению к учебе и оценкам ее успешности, стремление к автономным достижениям, боязнь успеха и реальные успехи.

     Обычно  исследователи выделяют 3 уровня притязаний (низкий, средний и высокий), учитывают, какие задачи выбирает испытуемый (легкие или трудные) и как он реагирует на успех или неудачу (снижает уровень трудности, остается на месте или повышает его). Собственно говоря, все 3 уровня могут свидетельствовать о наличии мотивации достижения — просто при низком уровне испытуемый хочет добиться успеха, не затратив особых усилий. Имеет значение и самооценка своих возможностей: высокий уровень притязаний может быть отражением неадекватной самооценки. Приемом, проверяющим уровень притязаний, является и поведение испытуемого после решения трудной или легкой задачи — он может награждать или не награждать себя за такое решение, в чем проявляется его удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Показателем уровня притязаний можно считать и стандарты успешности, которые предпочитает испытуемый. Из шести исследований уровня притязаний, в которых использовались вышеперечисленные критерии, в пяти не было обнаружено гендерных различий (в 3-6, 7, 7-11, 12-14 и 14 лет).

     Парадоксальность  и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен [26] тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая).

Информация о работе Мотивация, как органическая составляющая жизни организации