Межличностные отношения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- дать теоретические основы межличностных отношений;

- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;

- изучить методики исследования межличностных отношений;

- сделать выводы.

Содержание

Введение стр.3

Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.

1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.

Вывод стр

Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.

2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.

2.2 Анализ результатов исследования стр.

2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей

дошкольного возраста стр.

Вывод

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧЁК.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

Сиамские  близнецы

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной  стране жил-был Злой волшебник, любимым  занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень  дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу  бок о бок и у них на двоих  было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких  заколдованных друзей. Разделитесь  на пары, крепко обнимите друг друга  одной рукой и считайте, что  этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что  приходится шагать как одному существу. Сначала -- шаг двумя сросшимися ногами, потом -- единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих  детей и показывает остальным, как  они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих  всего две руки. В одну руку берите нож, в другую -- вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот  по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

Весы

«Давайте поиграем с вами в весы, -- говорит педагог. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое -- двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь  ролями. Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается  от тяжести товара, а другая чаша (ребенок приседает) на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте  попробуем». Сначала воспитатель  выбирает двоих детей, кладет на одного из них товар и показывает, что  должен делать каждый ребенок. Потом  дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто  нуждается в помощи.

Перетягивание каната

Воспитатель предлагает детям: «Разбейтесь на пары, встаньте на расстоянии пяти шагов друг от друга, возьмите в руки воображаемый канат  и постарайтесь перетянуть партнера, сдвинуть его с места. Действуйте так, будто у вас в руках -- настоящий  канат. Следите за партнером: когда  он с усилием отстраняется назад  и перетягивает вас, поддайтесь чуть вперед, а потом прикладывайте  еще больше усилий и перетягивайте  партнера». Сначала воспитатель  показывает детям, как надо играть, встав в пару с одним из детей, затем дети играют самостоятельно.

Пианино

Воспитатель делит  детей на две подгруппы по восемь человек. Каждый из семи человек -- нота (до, ре, ми, фа...). Один человек -- пианист. Когда пианист называет ноту, ребенок, чью ноту он назвал, должен присесть на корточки. Сначала пианист играет гаммы, а затем называет ноты в  произвольном порядке, потом дети меняются ролями, и пианистом становится другой ребенок. Взрослый следит за ходом игры, помогает детям разобраться, если им что-нибудь непонятно. Точность пропевания нот в данной игре не имеет значения.

Марионетки

Воспитатель собирает детей вокруг себя и показывает им марионетку: «Сегодня мы с вами устроим  кукольный спектакль с марионетками. Видите, я дергаю за ниточку, и кукла  поднимает руку, дергаю за другую ниточку, и она поднимает ногу». Воспитатель  делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе выбирается ребенок-марионетка. К его рукам и ногам взрослый привязывает не очень толстые  нитки и отдает их остальным участникам подгруппы. «Помните, что марионетки очень послушные и слушаются каждого движения человека. Порепетируйте в своих группах и привыкните действовать согласованно». Воспитатель подходит к каждой группе и смотрит, правильно ли они действуют. Затем воспитатель предлагает куклам-марионеткам, которых двигают другие дети, встретиться, погулять, взявшись за руки, потом сделать зарядку и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

На основе изученной  и проанализированной литературы можно  сделать вывод, что рисунок является средством изучения межличностных  отношений в группе.

Большое внимание изучению рисунка как метода было уделено в зарубежной психологии. Анализ детского рисования подвергался  влиянию тех или иных направлений  в психологической науке. Под  влиянием биологизаторских идей в психологию приходит мысль о тестировании интеллекта ребенка через анализ его рисунка.

Отечественные психологи природу детского рисунка  рассматривают с точки зрения сложившейся в отечественной  психологии теории психологического развития ребенка, которая опирается на марксисткие  о социальном наследовании психологических  свойств и способностей и присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Большую роль при анализе детского рисунка играет правильная интерпретация  рисунка.

Большинство психологов выделяют следующие критерии, по которым  целесообразно интерпретировать изображенное на детском рисунке: состав, последовательность выполнения, пространственное расположение, особенности выполнения фигур.

Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.Также при  проведении методики необходимо учитывать  комментарии ребенка к рисунку. Важным диагностическим показателем  следует считать цвет, который  используется ребенком не столько как  способ выражения своего отношения  к изображенному.

Для того, чтобы  дать объективную оценку межличностным  отношениям в группе необходимо комплексное  использование всех методов изучения межличностных отношений. К этому  выводу приходят многие психологи. 
 
 
 
 
 

Заключение 

Для исследования межличностных отношений необходимо комплексное использование всех методов: наблюдение, социометрия, беседа.

Из экспериментальных  методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности  анализ детского рисунка. Этот метод  основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков.

Данное  исследование позволило выявить  роль рисунка как метода изучения межличностных отношений в группе.

На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд  личностных опросников, из которых  наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF). С помощью опросника  Кетелл проводил исследование личностных черт человека.

В своем  подходе к изучению конфликтных  явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения  к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался  термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью  разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.

Однако  каждый из методов не может дать объективной оценки отношениям в  группе, так как кроме чувств, он использует уже сложившееся умение, навыки.

Эффективность изучения межличностных отношений  в группе зависит от правильного  выбора используемых методов.

На основе анализа всех методов изучения межличностных  отношений можно дать объективную  оценку межличностным отношениям в  группе 
 
 
 

Список  использованной литературы 

Анастази  В. «Психологическое тестирование»  ч. 2, М - 1982 г.

Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989.

Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Битянова  Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

Горянина  В.А. Психология общения: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.

Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.

Игнатьев  Е.И. « Психология изобразительной  деятельности детей» М- 1978 г.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Кулагина  И.Ю. Возрастная психология, развитие ребёнка  от рождения до 17 лет. - М., 1997.

Леонтьев  А.А. Психология общения. – 3-е изд. –  М.: Cvsck, 1999.– 365с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

Мухина  А.Е «Изобразительная деятельность как форма усвоения социального  опыта». М-1982 г.

Популярная  психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева.-М.,1989.

Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.

Практическая  психология в тестах или как научиться  понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Психология  современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.

Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. – 1989. - №7.

Смирнов А.А. «Детские рисунки» // Хрестоматия  по возрастной и педагогической психологии. М - 1980 г.

Степанов  С. «Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам ». Воспитание школьников. 1995, № 3.

Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник  психоанализа. – 1999. - №2.

Талызина  Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

Фельдштейн  Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

Формирование  личности в переходный период от подросткового  к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1983.

Хакимова  Н.Р. «Взаимосвязь профессионального  и личностного самоопределения» // Логистон, 2000, 1 июля.

Хоментаускас  Г.Т. «Использование детских рисунков для исследования семейных отношений  ». Вопросы психологии. 1986 г. № 1.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.

Цукерман  Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

Эльконин  Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста