Межличностные отношения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- дать теоретические основы межличностных отношений;

- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;

- изучить методики исследования межличностных отношений;

- сделать выводы.

Содержание

Введение стр.3

Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.

1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.

Вывод стр

Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.

2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.

2.2 Анализ результатов исследования стр.

2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей

дошкольного возраста стр.

Вывод

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧЁК.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений  в группе дошкольников стояла перед  педагогами всегда. Практически все  образовательные программы для  детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или  «нравственное» воспитание, посвященный  формированию положительного отношения  к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к  другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

В большинстве  существующих программ главным методом  социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и  правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое  плохо». Предполагается, что такое  понимание вызовет соответствующие  действия ребенка: например, узнав, что  делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим  и начнет отдавать другим свои конфеты  и игрушки. Однако жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство  детей уже в 3--4 года правильно  оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно  знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как  правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения.

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников -- игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие  дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают  сюжеты. Предполагается, что в такой  совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения. Однако нередко  такие совместные занятия детей  кончаются ссорами, недовольством  действиями сверстника. Дело в том, что при отсутствии внимания к  сверстнику и чувствительности к  его воздействиям, ребенок не станет согласовывать с ним свои действия. Оценки его действий (фиксированные  в вербальных определениях) обычно предшествуют видению и непосредственному  восприятию другого, что сводит личность сверстника к представлениям о нем. Все это «закрывает» другого  и способствует возникновению замкнутости, непонимания, обид и ссор. Обладание  привлекательными предметами и превосходство  в предметной деятельности являются обычной причиной детских конфликтов и традиционной формой демонстрации собственного Я.

Очевидно, что  гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется  в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении  или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые  позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как  свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и  нравственных чувств являются осознание  эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так  и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных  переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти  приемы концентрируют внимание ребенка  на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния  и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко  может встать на позицию другого  и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию  боли других, а высокая оценка своих  достоинств в большинстве случаев  не способствует столь же высокой  оценке других.

В этой связи  возникает необходимость новых  подходов к формированию межличностных  отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать  не рефлексия своих переживаний  и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном  Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

В последнее  время формирование положительной  самооценки, поощрение и признание  достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается  на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная  самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое  воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность  на себе и собственных качествах  закрывает возможность увидеть  другого. В результате сверстник  зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент  и соперник. Все это порождает  разобщенность между детьми, в  то время как главной задачей  нравственного воспитания является формирование общности и единства с  другими. Стратегия нравственного  воспитания должна предполагать отказ  от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных  положительных и отрицательных  качествах, на достоинствах и недостатках  другого и в результате провоцирует  сравнение себя с другими. Все  это порождает желание угодить  взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность  этого принципа, его сложно выполнить  на практике. Поощрения и порицания  прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также  отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую  демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге -- разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить  игры, содержащие соревновательные моменты  и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают  из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного  общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную  игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует  по возможности отказаться от использования  игрушек и предметов, чтобы максимально  направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом  для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные  эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т. д.), то самым обычным и простым  способом проявления отрицательных  эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т. д.). Поэтому  работа воспитателя, направленная на развитие нравственных чувств, должна свести к  минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и пр.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение  может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание нравственных чувств на первых этапах должно базироваться на следующих  принципах:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Главная цель нравственного  развития заключается в формировании общности с другими и возможности  видеть в сверстниках друзей и  партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Исходя из этих положений, мы разработали систему  игр для детей 4--6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к  другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям  и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства  и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Программа чрезвычайно  проста в использовании и не требует  никаких специальных условий. Проводить  ее может как воспитатель, так  и психолог, работающий в детском саду. Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания -- как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Примерные игры:

Часы

Несколько циферблатов  рисуются на асфальте или обозначаются на полу. Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека, затем  говорит: «Все вы знаете, что такое  часы и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они действуют. А ведь это -- целый мир. Кроме кукушки  в нем живут маленькие человечки, которые двигают стрелки. Самый  маленький и быстрый двигает  секундную стрелку, другой, что побольше и помедленней, -- минутную, а самый  большой и медленный управляет  часовой стрелкой. Давайте поиграем в часы. Распределите между собой  роли, пусть кто-то будет стрелками, а кто-то -- кукушкой. Потом у вас  будет возможность поменяться ролями. Помните, что минутная стрелка может  сделать один шаг лишь после того, как секундная пробежала целый  круг. Часовая стрелка движется очень  медленно, а кукушка может куковать только тогда, когда минутная стрелка  достигнет цифры 12». Воспитатель  подходит к каждой группе, помогает распределить роли, называет каждой из групп свое время. Игра заканчивается  тогда, когда часовая стрелка  подойдет к своей цифре и прокукует  кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.). Затем  дети меняются ролями.

Заводные  игрушки

Воспитатель просит детей распределиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой -- ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого  хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки  будут двигаться по комнате и  следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка  не столкнулась с остальными. Даю  вам две минуты для того, чтобы  договориться, кто из вас будет  игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и порепетировать управление пультом». Пары двигаются по комнате  на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина  и двигается в соответствии с  движениями пульта-управления. Затем  дети меняются ролями.

Змейка

Дети стоят  друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы -- туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно  следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через  ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как  я. Готовы? Тогда поползли». Когда  дети освоились с упражнением, воспитатель  переходит в хвост змейки, а  ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде  воспитателя его сменяет новый  ведущий и так -- до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста