Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы межличностных отношений;
- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;
- изучить методики исследования межличностных отношений;
- сделать выводы.
Введение стр.3
Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.
1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.
Вывод стр
Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.
2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.
2.2 Анализ результатов исследования стр.
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей
дошкольного возраста стр.
Вывод
3. Возникают
новые мотивы поступков и
В этом возрасте
уже можно наблюдать
4. Отмечается
произвольное поведение и
Д. Б. Эльконин отмечал
(1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий
поведение образ сначала
5. Возникновение
личного сознания –
И с учетом того,
что в дошкольном возрасте перестраивается
вся психическая жизнь ребенка
и его отношение к окружающему
миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот
период.
Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).
Рассмотрим специфику
малой группы детского сада. Группа
детского сада, с одной стороны, явление
социально-педагогическое, развивающееся
под воздействием воспитателей, которые
ставят перед этой группой социально-значимые
задачи. С другой стороны, благодаря
существующим внутригрупповым процессам
в ней имеются зачатки
Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:
Автор замечает, что межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции.
В группе детского
сада существует относительно длительные
привязанности между детьми. Прослеживается
существование относительно устойчивого
положения дошкольника в группе
(по данным Т.А. Репиной, к подготовительным
группам сохранилось
Видно, что успешность
деятельности положительно влияет на
положение ребенка в группе. Однако,
при оценке успешности в какой-либо
деятельности важен ни сколько ее
результат, сколько признание этой
деятельности со стороны окружающих.
Если успехи ребенка признаются окружающими,
что находится в связи с
ценностными установками
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Существует и
другое направление работ, в которых
анализируется феномен детской
популярности с точки зрения потребности
детей в общении и степени
удовлетворения этой потребности. Эти
работы базируются на положении М.И.
Лисиной о том, что в основе
формирования межличностных отношений
и привязанности лежит
Итак, анализ психологических
исследований показывает, что в основе
избирательных привязанностей детей
могут быть самые разные качества:
инициативность, успешность в деятельности
(включая игровую), потребность в
общении и признании
Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.
Затронем вопрос
о детях с трудностями в
общении. Каковы причины их изолированности?
Известно, что в таких случаях
не может быть полноценного развития
личности ребенка, т.к. обедняется опыт
научения социальным ролям, нарушается
формирование самооценки ребенка, способствуя
развитию у ребенка неуверенности
в себе. В ряде случаев затруднения
в общения могут вызвать у
этих детей недоброжелательное отношение
к сверстникам, озлобленность, агрессию
в качестве компенсации. А.АП. Рояк выделяет
следующие характерные
Все эти трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения":
Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.
Потребность в
общении с другими детьми формируется
у ребенка прижизненно. Для разных
этапов дошкольного детства характерно
неодинаковое содержание потребности
в общении со сверстниками. А.Г. Рузская
и Н.И. Ганощенко провели ряд
исследований для выявления динамики
развития содержания потребности в
общении со сверстниками и выяснили
следующие изменения: существенно (вдвое)
увеличивается количество контактов
дошкольников со сверстниками, связанных
с их стремлением разделить с
ровесниками переживания. В то же
время, стремление к чисто деловому
сотрудничеству со сверстником в
конкретной деятельности несколько
ослабевает. По-прежнему важно для
старших дошкольников уважение сверстников
и возможность вместе "творить".
Усиливается тенденция "обыгрывания"
дошкольниками возникающих
К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.
Приведенные данные показывают. Что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо "накладывать" свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.
Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста