Межличностные отношения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- дать теоретические основы межличностных отношений;

- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;

- изучить методики исследования межличностных отношений;

- сделать выводы.

Содержание

Введение стр.3

Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.

1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.

Вывод стр

Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.

2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.

2.2 Анализ результатов исследования стр.

2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей

дошкольного возраста стр.

Вывод

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧЁК.docx

— 65.42 Кб (Скачать)

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение  со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются  познавательные интересы детей. Это  создает повод для обращения  к сверстнику, в котором ребенок  находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые  остаются на протяжении всего дошкольного  детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями  и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

В сфере общения  со сверстниками М.И. Лисина выделяет три  основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее  положение занимают выразительные  и практические операции. Начиная  с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется  характер взаимодействия со сверстником  и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как  определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется  представление об умениях и знаниях  партнера, появляется интерес к таким  сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик  сверстника, формированию более целостного его образа. Доминирующее положение  периферии над ядром сохраняется, т.к. образ сверстника осознан полнее и точнее и искажающие тенденции, вызванные активностью ядерных  структур (аффективная составляющая), сказываются меньше. Иерархическое  деление группы обусловлено выборами дошкольников. Рассмотрим оценочные  отношения. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого  ребенка, надо его воспринять, увидеть  и квалифицировать с точки  зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти  ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят  от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в  группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о  содержании отношений детей, о стиле  этих отношений. В группе, как правило, преобладают социально одобряемые ценности – защищать слабых, помогать и т.д., но в группах где ослаблено  воспитательное влияние взрослых "вожаком" может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей.

  Содержание  мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает  с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую  оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом  объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или  желание командовать, быть главным.  

  Вывод:

  В современной психологии общение  часто  рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность”.

  По  выражению В.А. Петровского, “в процессе осуществления деятельности человек  объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими  людьми”. Таким образом, содержанием  любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией  и т.д.) и взаимное влияние.

  Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая  связь субъектов, обладающих сознанием  и целенаправленной активностью, которая  характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие “межличностное взаимодействие”  объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание”, “взаимопомощь” (“взаимное содействие”), “сопереживание”, “взаимное влияние”. Эти составляющие имеют свою противоположность: “взаимное  непонимание”, “противодействие”  или “отсутствие действия”, “отсутствие  сопереживания, сочувствия, взаимного  влияния”.

  Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  их потребностями в совместной деятельности. Общение объективно порождается  совместной жизнедеятельностью людей  в системах их внешних отношений  с социальной средой и внутри групповых  межличностных отношении. Социальные отношения - безличностные - проявляются  в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов, экономических структур, иерархических  формальных организаций и т. п. Межличностные  отношения строятся на основе деловых  и эмоциональных оценок, а также  предпочтений людьми друг друга.

  Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда оплетены в общение и могут  быть реализованы только в нем. Вне  общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в  нем как способ объединения индивидов  и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование  общения и как реальности общественных отношении, и как реальности отношений  межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных  человеческих отношениях, т.е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

  Межличностное взаимодействие предполагает партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношений. Совместимость как удовлетворенность  партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют  о наличии реального межличностного контакта. Контакт считают промежуточной  формой взаимодействия, посредством  которой оно может перейти  или не перейти в общение.

  Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким  результатом обычно является изменение  поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько  учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает  рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь  общение выступает как межличностное  взаимодействие, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.

  Наблюдая  процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят  психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения  эффективности совместной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Межличностные  отношения детей дошкольного  возраста

   2.1 Характеристика объектов и методов исследования Цель, задачи исследования.

 Цель: выявить роль рисунка как метода исследования межличностных отношений в группе. Задачи: 1) изучить преимущества и недостатки основных методов детской психологии, используемых для изучения межличностных отношений в группе.

2) изучить преимущества  и недостатки рисунка как метода  исследования межличностных отношений  в группе.

3) сравнить эффективность  основных методов.

Характеристика  группы испытуемых.

Баранкова Илона: среднеобщительна, никогда не конфликтует, спокойная, уравновешенная

Безлобов  Дима: шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, ребенок из неблагополучной семьи

Белая Оксана: спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает.

Кочан Денис: общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям.

Коменская Яна: очень спокойная, малообщительная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, не конфликтует.

Потапенко Андрей: любознательный, общительный, все хочет знать, легко идет на контакт с незнакомыми людьми.

Пранько Кирилл: всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, среднеобщительный.

Савлецкая Вероника: играет с избранными, общается со всеми, часты конфликты, обида часто перерастает в слезы

Сумская Светлана: очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, никогда не конфликтует.

Чигридова Юля: мало посещает дет. сад, общается с кем придется, малообщительна. 

2.2. Анализ результатов

В своем исследовании использовала методы: наблюдения, эксперимент, беседа, рисунок.

Наблюдение проводилось  в течении 2-х недель во второй половине дня отдельно с каждым ребенком.

Целью наблюдения было исследование межличностных отношений  в группе и выявление при этом положительных и отрицательных  сторон наблюдения как метода изучения.

Критериями наблюдения являлись:

1. общительность  ребенка с детьми.

2. умеет ли  организовывать детей в игру.

3. умеет ли  без конфликта играть с другими  детьми.

4. охотно ли  делится игрушками

5. сочувствует  ли другому ребенку, утешает  ли.

6. часто ли  обижает других.

7. как реагирует  на обиду со стороны сверстника.

8. всегда ли  бывает справедливым во взаимоотношениях  со сверстниками.

Наблюдения проводятся в свободных видах деятельности: в играх.

Уже с первых дней наблюдения было видно, что дети избирательно относятся к своим  сверстникам. Особенно это проявляется  в игре. Дети часто тянуться к  тем, кто умеет организовывать игру. В группе этим человеком был Потапенко  Андрей. В процессе наблюдения он никогда  не играл один.

Среди детей  выделяется Коменская Яна, она часто  играла одна. Савицкая Вероника на прогулке общалась со всеми детьми, но играла с одним и тем же.

Характерное то, что девочки выбирали для игры девочек, мальчики - мальчиков. Часто  конфликты со сверстниками возникали  у Безлобов Димы. Девочки старались  с ним не играть.

Особую трудность  при ответе на вопросы дети испытывали отвечая на вопрос второй и третий, остальные вопросы затруднений  не вызывали. На первую часть второго  вопроса дети в основном не отвечали, только Баранкова Илона ответила. А на вопрос «с кем не хочет водиться?»  ответили только Баранкова Илона  и Белая Оксана, сказали «нет таких», а остальные пожимали плечами. У  Пранько Кирилла многие вопросы  вызывали затруднения, лучший друг его, как он сказал Андрей, однако обосновать свой ответ «почему?» он не смог.

Безлобов Дима останавливал свой выбор на разных членах группы в зависимости от ситуации. очень хорошие ответы с пояснениями  были у Баранковой Илоны, она называла ребят и говорила почему она их выбрала. У Савлецкой Вероники были краткие ответы и на все вопросы  отвечала одинаково, только со Светой хотела дружить. В общем плане  ребята охотно идут на контакт стараются  ответить на поставленные вопросы по мере своих возможностей.

В заключительной 3-ей серии проводилась методика «Рисунок группы». Каждому ребенку  был дан лист бумаги, 6 цветных  карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный). Рисовали дети по подгруппам по 5 человек. Тема: «Нарисуй детей своей группы». Некоторые  удивленно спросили «всех?». Я предложила нарисовать тех, кого они хотят.

К рисованию  дети отнеслись по-разному. Например, Чигридова Юля, Кочан Денис, рисовали быстро, одного за другим. Сумская Светлана и Пранько Кирилл долго думали кого нарисовать. Когда у Кирилла я спросила кого оно рисует, он отказался отвечать.

После того, как  рисунки были закончены, ребенку  задавались следующие вопросы:

1. Кто здесь  нарисован?

2. Где они  находятся?

3. Что они  делают?

4. Им весело  или скучно?

В основном дети с удовольствием рассказывали о  том, что изобразили на рисунке. Ответы их я сразу же фиксировала. На вопрос «Где они находятся?» многие не могли  ответить, в основном это те , кто  нарисовал только фигуры детей из группы, не добавляя к рисунку еще  какие-либо предметы. 
 
 
 
 
 

2.3Рекомендации  по оптимизации межличностны  отношений детей дошкольного возраста

Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста