Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 00:33, реферат
Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой,
трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.
- социально-психологический — воспитательное воздействие социальных общностей разного типа;
- межличностный — практика
- интроперсональный —
Различие этих уровней В. И.
Гинецинский видит в
”Воспитание многомерно, — утверждает группа ученых педагогов …— Оно бывает индивидуальным, групповым, коллективным, массовым, региональным, национальным, государственным” . Здесь названо
даже 7 уровней.
Мы же говорим о пяти уровнях категории воспитания с точки зрения реализации его целей, подходя с меркой диагностичности и педагогической технологии.
Как видим, многоуровневый
Раскрывая законы и
Мы уже отмечали, что в процессе
воспитания происходит
Однако, на рубеже веков понятие
“самовоспитание” и “
Жизнь сложна и противоречива.
В силу разных причин развитие
личности иногда идет не в
том направлении, какое
Следует уточнить, что поведение человека может быть признано отклоняющимся (девиантным) относительно конкретной социальной группы. Например, трудный подросток — он трудный для взрослых. А в референтной группе сверстников его принимают благожелательно как своего единомышленника. Здесь он уже не девиантный. Но сказанное не снимает проблемы перевоспитания: существуют же, к примеру, воспитательные учреждения с особым режимом.
В конце XX — начале XXI века в
стране утверждается теория и
расширяется практика
Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
Образование
можно рассматривать как
- вхождение
человека в мир науки и культуры;
- социализация
человека;
- обеспечение
преемственности поколений;
- обеспечение
трансляции культурных ценностей;
- обеспечение
сохранения и развития национальных традиций;
- способствование
активному ускорению культурных перемен
в общественной жизни.
Образование
является средством трансляции культуры,
овладевая которой, человек не только
адаптируется к условиям постоянно
изменяющегося социума, но и становится
способным развивать и
Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.
В дидактике
известны три основные системы организации
педагогического процесса:
1) индивидуальное
обучение и воспитание;
2) классно-урочная
система;
3) лекционно-семинарская
система. Эти системы
- количеством
учащихся, обучающихся в рамках этих систем;
- соотношением
коллективных и индивидуальных форм организации
деятельности воспитанников;
- степенью
их самостоятельности;
- спецификой
руководства учебно-воспитательным процессом
со стороны педагога.
1. Система
индивидуального обучения и
По мере
развития научного знания в связи
с развитием земледелия, скотоводства,
мореплавания и осознания потребности
в расширении доступа к образованию
более широкого круга людей система
индивидуального обучения трансформировалась
в индивидуально-групповую. Содержание
обучения и воспитания было строго индивидуализировано,
поэтому в группе могли быть ученики разного
возраста, разной степени подготовленности.
Начало и окончание занятий для каждого
ученика, а также сроки обучения тоже были
индивидуализированы.
2. Классно-урочная
система пришла на смену
- постоянные
место и продолжительность занятий;
- стабильный
состав учащихся одинакового уровня подготовленности,
а позже – и одного возраста;
- стабильное
расписание занятий.
Возникновение
и утверждение классно-урочной
системы связывают с деятельностью
Страсбургской школы И. Штурма (1538), которая
имела отдельные классы и обучение проводилось
на основе утвержденного учебного плана
с чередованием занятий и отдыха. В 20—30-х
гг. XVI в. классно-урочная система уже применялась
в общедоступных начальных школах Чехии,
Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое
обоснование этой системы обучения дал
Я. А. Коменский. Во второй половине XVIII
в. классно-урочная система получила распространение
и в России.
Основной
формой организации обучения в рамках
классно-урочной системы, по Я. А. Коменскому,
должен быть урок. Урок – основная единица
образовательного процесса, четко ограниченная
временными рамками, планом работы и составом
участников.
Дальнейшее
развитие классического учения Коменского
об уроке в отечественной педагогике осуществил
в XIX в. К. Д. Ушинский. Он научно обосновал
все преимущества классно-урочной системы
и создал стройную теорию урока, в частности
обосновал его организационное строение
и разработал следующую типологию уроков:
- смешанные
уроки;
- уроки
устных и практических упражнений;
- уроки
письменных упражнений;
- уроки
оценки знаний.
В современной
дидактике выделению типов
– дидактической
цели (И. С. Огородников);
– цели
организации занятий (М. И. Махмутов);
– основных
этапах учебного процесса (С. В. Иванов);
– методах
обучения (И. Н. Борисов);
– способах
организации учебной
В качестве
примера приведем классификацию
по дидактической цели:
- уроки
изучения нового учебного материала;
- уроки
формирования и совершенствования умений
и навыков;
- уроки
обобщения и систематизации знаний;
- уроки
контроля и коррекции знаний, умений и
навыков;
- комбинированные
(смешанные) уроки.
3. Лекционно-семинарская
система, зародившаяся с
Лекции,
семинары, практические и лабораторные
занятия, консультации и практика по
избранной специальности по-
Лекционно-семинарская
система в ее чистом варианте используется
в практике профессиональной подготовки,
т. е. в условиях, когда у обучающихся
уже имеется определенный опыт учебно-познавательной
деятельности, когда сформированы основные
общенаучные навыки и, прежде всего, –
умение самостоятельно добывать знания.
Она позволяет органично соединять массовые,
групповые и индивидуальные формы обучения,
хотя доминирование первых предопределено
особенностями возраста обучающихся:
студентов, слушателей системы повышения
квалификации и др. В последние годы элементы
лекционно-семинарской системы широко
используют в общеобразовательной школе,
сочетая их с формами обучения классно-урочной
системы.
Семья как
социокультурная среда
Социализация
— это «процесс вхождения индивида
в социальную среду», «усвоения им
социальных влияний», «приобщение его
к системе социальных связей» (Андреева
Г. М., 1980, с. 335). Автор указывает, что существует
проблема «разведения» понятий социализация,
развития и воспитания. Если социализацию
понимать только как процесс усвоения
им социальных влияний, то по объему понятия
«развитие личности» и «социализация»
как бы совпадают, а акцент на активность
личности кажется значительно более четко
представленным именно в идее «развития»,
а не «социализации» — здесь он как-то
притушен, коль скоро в центре внимания
— социальная среда и подчеркивается
направление ее воздействия на личность.
Процесс же развития ребенка немыслим
без усвоения им системы социальных связей,
отношений, вне включения в них.