Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 00:33, реферат
Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой,
трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.
сообщаемой информации.
Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование
навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет
различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении
общим алгоритмом практических действий.
Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения. Деятельность педагога — выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность
обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за-
поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога
(проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности
выдвинутых предположений и т.д.).
Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назначение — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахождения путей их разрешения.
Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим методом, — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем.
В рамках
этого метода педагог предъявляет
учащимся новые проблемы, разрабатывает
и определяет исследовательские
задания. Деятельность обучающихся заключается
в освоении ими приемов самостоятельной
постановки проблем и нахождения способов
их решения. Существуют и другие классификации
методов обучения. Это объясняется сложностью
объекта исследования и значимостью методического
оснащения педагогического процесса.
Выбор практиками методов обучения зависит
от целого ряда условий. Например, от общих
целей образования; особенностей изучаемого
предмета; возрастных особенностей учащихся
и их уровня подготовленности; уровня
профессиональных навыков учителя; материальной
оснащенности; целей и задач конкретного
урока и др.
Проблемы социализации личности на разных возрастных этапах.
Известно, что ребенок вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в то же время является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, также с неповторимо персональным видением мира. Человек добивается данного состояния при помощи процесса, который мы именуем социализацией. В процессе данного процесса индивид преображается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются общепризнанных мерок его группы таким образом, что через формирование личного «Я» проявляется неповторимость этого индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, общественных норм и ценностей, необходимых для его эффективного функционирования в данном обществе.
Социализация обхватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, при помощи которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В ходе социализации участвует все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.п.
Для эффективной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие 3х фактов: ожидания, изменения поведения и желания соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, случается по 3 разным стадиям:
1) стадии
подражания и копирования
2) игровой стадии, когда дети понимают поведение как исполнение роли;
3) стадии групповых игр, на которой дети обучаются понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых подчеркнул элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает 3 элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый рвением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на базе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в следствии которого происходят развития данных 3х составляющих элементов личности. В данном процессе Фрейд выделяет 4 шага, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, заостряет внимание на развитии познавательных структур индивида и их дальнейшей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Данные стадии сменяют 1 иную в предопределенной очередности: сенсорномоторная (от самого рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия точных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
Почти все специалисты по психологии и
социологи акцентируют внимание, что процесс
социализации длится на протяжении всей
жизни человека, и утверждают, что социализация
взрослых отличается от социализации
детей несколькими эпизодами. Социализация
взрослых скорее изменяет внешнее поведение,
в то время, как социализация детей формирует
ценностные ориентации. Социализация
взрослых рассчитана на то, чтоб помочь
человеку приобрести конкретные навыки,
социализация в детстве в большей мере
столкнулся с мотивировкой поведения.
Психолог Р. Гарольд предложил теорию,
в какой социализация взрослых рассматривается
не как продолжение детской социализации,
а как процесс, в каком изживаются психологические
приметы детства: отказ от детских легенд
(таких, например, как всемогущество авторитета
или же мысль про то, что наши требования
должны быть законом для окружающих).
Основные
понятия и категории
педагогики
Любая наука, в том числе
и педагогика, имеет понятийный
и категориальный аппараты. Понятие
— это мысль, которая
Понятие имеет содержание и
объем. Содержание — это
Категории — общие,
Понятий в педагогике
Итак, развитая система категорий
и понятий, точная и
Развитие человека — процесс (от лат. processus — продвижение) последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного изменения качеств и свойств человека, становления его личности под воздействием различных факторов. Такое продвижение идет от простого к сложному, от низших уровней к высшим. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т.д.), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера). Речь идет также о духовном развитии, охватывающем весь внутренний мир человека.
Философы рассматривают
”Развитие — это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека”. Развитие — это общий процесс становления человека в физическом, психическом и духовном плане.
Формирование есть некоторый
этап относительной
Наряду с термином “этап”
как равнозначное понятие
Путь развития, в процессе которого
происходит формирование, называют
периодом. Период — это время,
которое необходимо для
Процесс развития и
Воспитание как категория
Под воспитанием в широком
смысле обычно принято
Под воспитанием в узком