Методы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 00:33, реферат

Описание работы

Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой,
трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Работа содержит 1 файл

Методы воспитания.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Методы  воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой,

трудовой  и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Методы  воспитания условно можно разделить  на три основные

группы.

1. Методы  убеждений, которые позволяют  формировать мировоззрение воспитанников  (внушение, повествование, инструктаж,обращение-призыв и т.д.).

2. Методы  упражнений (приучения), с помощью  которых организуется деятельность  воспитанников и стимулируются  позитивные ее мотивы (поручения,  требования, показ образцов и  примеров, создание ситуаций успеха  и т.д.).

3. Методы  поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и са-

моконтроля, критики и самокритики).

Методы  убеждений

     Эти методы являются ведущими в воспитательной работе. Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей  воспитания. Методы убеждений позволяют  оказывать воздействие на знания воспитан-

никами  социальных норм и правил, формировать  их мировоззрение. В качестве конкретных рекомендаций по применению этих методов  в практической деятельности педагога нужно отметить следующее:

1. Методы  убеждений являются эффективными  лишь при их систематическом применении.

2. Целесообразно  использовать разнообразные формы  убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).

Содержание  внушения, рассказа, диалога должно быть научным, т.е. объективно излагать факты, связанным с практикой  и убедительным, доступным, ярким по форме изложения.

3. Воспитательные  воздействия надо направлять  не только на понимание воспитанниками  предъявляемого содержания, но и  на эмоциональное переживание  ими этого материала.

4. Эффективность  применения методов убеждений  во многом определяется личной убежденностью педагога в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.

5. Важно  использовать методы убеждений  своевременно, ориентируясь при  этом на готовность (в первую  очередь — физиологическую и мотивационную) воспитанника воспринимать информацию, причем это психофизиологическое состояние готовности

воспитанника  должно служить педагогу ориентиром для выбора времени начала и окончания  применения конкретного метода убеждения.

6. Воспитанников следует учить доказывать и отстаивать свою позицию, т.е. желать и уметь использовать свою убежденность в общении с другими.

7. Не  следует считать методы убеждений  единственными.

В воспитательной работе необходимо сочетать их с другими  методами (методами упражнений, поощрений и наказаний).

Методы  упражнений (приучения)

     Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку  процесс такого формирования длительный, то результат применения данных воспитательных методов отсрочен во времени. Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений. Педагогическая наука и практика выработали ряд рекомендаций для воспитателей по применению поручений в образовательном процессе:

1. Педагогу  следует хорошо знать мотивы  участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям  и обязанностям.

2. Методы  упражнений эффективны только  при использовании их с методами  убеждений, важно чтобы воспитанники  знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.

3. Положительное  влияние на качественное выполнение  поручений оказывают предъявляемые  воспитанникам образцы поведения  и примеры для подражания (в  качестве примеров могут выступать  поступки исторических личностей, литературных персонажей, самого педагога).

4. От  несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет  больших трудностей, следует переходить  к предъявлению таких поручений,  которые требуют все более  и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.

5. При  формулировке поручения необходимо  определять воспитаннику степень  его личной ответственности за  выполнение или невыполнение поручения.

6. Личная  ответственность и стремление  хорошо выполнить порученное  возрастают, если поручение исходит  от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника).

7. Нельзя  недооценивать роли коллектива  при формулировке индивидуальных и групповых поручений, так как коллектив, с одной стороны, берет на себя часть контроля и оценки выполняемого поручения, а с другой стороны, создает условия для возникновения и проявления соревновательных мотивов достижения у воспитанников.

8. Говорить  об эффективности методов упражнений можно только после систематического и длительного их применения.

9. Важно,  чтобы при выполнении принятых  обязательств воспитанники испытывали  положительные эмоции от сознания  выполненного долга и личного  успеха. 

Методы  поощрения и наказания

     Эти методы педагогического воздействия  используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства  и недостатки, стимулировать или  сдерживать определенное поведение, развивать  навыки самоконтроля и самооценки.

Поощрение —  метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда. Одобрение заключается в действиях и словах, а также в положительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревожность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремленности. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для

взрослых  неизменна.

Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала — это устное поощрение. При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентироваться не на поступки, а на получение похвалы.

Награда — это поощрение за успех, вещественный подарок. Награду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением. В случае чрезмерного увлечения наградами со стороны взрослых, особенно если в качестве таковых выступают деньги, ребенок может начать проявлять манипулятивные тенденции. Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды.

     Наказание — метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 2;6—3 лет ребенок еще не может осознать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Ребенок должен воспринимать наказание как результат своих неверных поступков.

Отрицательные последствия наказания

1. Наказание  часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.

2. Наказание  вынуждает ребенка бояться потерять  родительскую любовь, он чувствует  себя отвергнутым, что непосредственно  сказывается на его психическом  развитии.

3. У  наказанного ребенка может возникнуть  враждебное чувство к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.

4. Частые  наказания так или иначе побуждают  ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым.

5. Наказание  может служить ребенку средством  привлечения внимания родителей  и педагога к себе, и он тогда  будет специально совершать проступки, чтобы получить (в данном случае хотя бы негативное) внимание.

6. Наказание  неэффективно при обучении, поскольку  повышает боязнь ошибок, тревожность,  что сказывается на результатах  обучения.

Учитывая  негативные стороны применения наказания, его можно избежать с помощью следующих действий: проявлять терпение; объяснять ребенку, почему его поведение считается неправильным; отвлекать внимание ребенка, не доводить до самого проступка.

Если  наказание неизбежно, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффективным методам воспитания. 
 
 
 
 

Методы  обучения

     В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы).

     Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция,работа с печатными источниками. Деятельность педагога, применяющего эти методы, предполагает такие действия: постановка

основного вопроса, подлежащего изучению; выявление  признаков; определение исходных позиций  в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д.

     Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных

объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и  т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в

форме постановки основного вопроса и  его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые

демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.

     Практические  методы. Основное назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных

практических  работ. Основные методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается  в постановке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собственных практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Другой  распространенной классификацией методов  обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они  предлагали делить методы обучения в зависимости от ха-

рактера познавательной деятельности учащегося  по усвоению изучаемого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные,

проблемное  изложение, частично-поисковые и  исследовательские).

     Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение — организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании

Информация о работе Методы воспитания