Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа
Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.
Введение 3
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7
1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15
1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23
2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23
2.2 Методики исследования 37
2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37
2.4 Результаты исследований 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 42
– осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления. Прием "горячий стул". Учащиеся по кругу (по цепочки) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:
-Что нового ты узнал, работая над проектом?
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?
-Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?
-О чем ты думал во время работы?
-Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей проектной группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над проектом, не отраженную в вопросах [2].
Представленные
в работе приемы организации рефлексии
в процессе проектной деятельности,
позволят обеспечить необходимые условия
для целенаправленного развития
рефлексивных способностей младших
школьников, а также будут способствовать
формированию интереса детей к самопознанию
и саморазвитию.
В заключении подведем основные итоги курсовой работы. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
Анализ
экспериментальных результатов
показал….
Приложение
1
Методика «Автопортрет»
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).
Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).
По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Существует
несколько возможных
Признак | Критерии признака |
1 – самооценка (расположение рисунка на листе) | 1.1 в центре
– адекватная
1.2 в
верхней части листа – завышенн 1.3 в нижней части листа – пониженная |
2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова) | 2.1 пропорциональная,
нормальная по размеру голова
– интеллектуальная и 2.2 большая
голова – высокие 2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность |
3 –
контроль над телесными |
3.1 нормальная
шея – адекватный (сбалансированный)
контроль над телесными 3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле 3.3 короткая
шея – поведение больше направл 3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля |
4 –
местонахождение базовых |
4.1 нормальное,
пропорциональное туловище –
равновесие потребностей и 4.2 маленькое туловище – отрицание потребностей и влечений 4.3 большое,
крупное туловище – 4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений |
5 –
чувствительность к критике, |
5.1 большие уши
– повышенная чувствительсноть
к критике, реактивность на критику
5.2 большие
глаза – повышенная |
6 – тревожность | 6.1 сильный нажим
6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность) 6.3 перерисовка и стирание 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство) 6.5 руки прижаты к телу |
7 – страхи | 7.1 интенсивная
штриховка
7.2 обведение контура 7.3 затушеванные зрачки |
8 – агрессивность | 8.1 сильный нажим
8.2 жирный контур рисунка 8.3 ноги расставлены 8.4 видны зубы (вербальная агрессия) 8.5 выделены уши-ноздри-рот (выраженная агрессивность) 8.6 подбородок увеличен и акцентирован 8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия – самосохранительная) 8.8 руки
большие, подчеркнутые – 8.9 оружие |
9 – выраженная защита | 9.1 улыбка
9.2 руки за спиной или в карманах 9.3 человек
изображен в профиль ( |
10 – эгоизм, нарциссизм | 10.1 пишет свое
имя
10.2 крупный рисунок 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе) |
11 – депрессия | 11.1 рисунок в
нижней части листа
11.2 слабый нажим и контур 11.3 скованная, статичная поза 11.4 эскизный контур |
12 – зависимость (в том числе и от матери) | 12.1 крупный (красный)
рот
12.2 пуговицы по центральной оси 12.3 маленькие ступни и ладони 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины 12.5 груди очень подчеркнуты(зависимость от матери) у мужчины |
13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм | 13.1 глаза без
зрачков
13.2 опускание шеи 13.3 детские черты лица 13.4 пальцы
как листочки или гроздья |
14 – демонстративность | 14.1 длинные ресницы
14.2 волосам уделено много внимания 14.3 выделенные крупные губы 14.4 одежда,
тщательно прорисованная, 14.5 макияж и украшения |
Приложение
2
Исследование
самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
На
каждой линии чертой (-) отметьте, как
вы оцениваете развитие у себя этого качества,
стороны вашей личности в данный момент
времени. После этого крестиком (х) отметьте,
при каком уровне развития этих качеств,
сторон вы были бы удовлетворены собой
или почувствовали гордость за себя”.
здоровье | ум, способности | характер | авторитет у сверстников | умение многое делать своими руками, умелые руки | внешность | уверенность в себе |
Приложение
3
Методика
А.И. Липкиной «Три оценки»
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1.
Каким учеником ты себя
2.
Твоя работа заслуживает
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
– совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
– характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,
б) любая другая аргументация;
– устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Информация о работе Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте