Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7
1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15
1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23
2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23
2.2 Методики исследования 37
2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37
2.4 Результаты исследований 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 42

Работа содержит 1 файл

!! Курсовой Мария.docx

— 79.61 Кб (Скачать)

     – осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления. Прием "горячий стул". Учащиеся по кругу (по цепочки) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

     -Что  нового ты узнал, работая над  проектом?

     -Какие  уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

     -Какие  знания, умения, полученные на проекте,  понадобятся тебе в будущем?

     -Где  во время работы над проектом  ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось  хорошо?

     -О  чем ты думал во время работы?

     -Какие  формы работы ты использовал,  работая над проектом (читал, искал  дополнительную информацию, записывал,  обсуждал, внес идею и т.д.)?

     -Что  тебе понравилось при работе  больше всего?

     Данный  набор вопросов можно менять в  зависимости от особенностей проектной  группы. Учащиеся также могут высказать  иную точку зрения относительно работы над проектом, не отраженную в вопросах [2].

     Представленные  в работе приемы организации рефлексии  в процессе проектной деятельности, позволят обеспечить необходимые условия  для целенаправленного развития рефлексивных способностей младших  школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию. 

     2.2 Методики исследования

     2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент

     2.4 Результаты исследований

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключении подведем основные итоги курсовой работы. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

     Анализ  экспериментальных результатов  показал…. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Борытко, Николай Михайлович. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие по специальностям 050706 (031000) – Педагогика и психология; 050711 (031300) – Социальная педагогика; 050701 (033400) – Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под редакцией Н. М. Борытко. – 2-е изд., стереотипное. – Москва : Академия, 2009. – 319, [1] c. : ил., табл. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  2. Главатских, Р.Р. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема / Главатских Р.Р., Дыганова Я.И. – 2006. – Режим доступа: http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4__.doc. – Дата доступа: 21.09.2011.
  3. Матяш, Наталья Викторовна. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В.Матяш ; под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь : РИФ "Белый ветер", 2000. – 285, [1] с..
  4. Мухина, Валерия Сергеевна. Психология детства и отрочества: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов / В. С. Мухина; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. – Москва : Институт практической психологии, 1998. – 482, [1] с. – (Библиотека школьного психолога).
  5. Немов, Р. С. Психология: учеб. для вузов: в 3 кн. / Р.С. Немов. Кн. 1, Общие основы психологии. – 5-е изд. – Москва : Владос, 2005. – 687 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат и др. ; под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 270, [1] с. – (Высшее образование).
  7. Овчарова, Раиса Викторовна. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 237, [1] с.
  8. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987. – С. 102-113.
  9. Рогов, Евгений Иванович. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И.Рогов. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 3-е изд. – 383 с.
  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / сост., авт. коммент. и послесл.: А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 705, [6] с. – (Серия "Мастера психологии").
  11. Слободчиков, В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. – 2006. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php. – Дата доступа: 23.09.2011.
  12. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / Степанов С.Ю, Семенов И.Н. // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31-40.
  13. Талызина, Нина Федоровна. Педагогическая психология: учеб. для учеб. заведений сред. проф. образования / Н.Ф.Талызина. – 2-е изд., стер. – М. : Изд. центр "Аcademia", 1998. – 287, [1] с. – (Педагогическое образование).
  14. Уваров, А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие / А.Ю. Уваров. – М. : МИРОС, 2001. – 354 с.
  15. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 2. / под общ. ред. Л.И. Семиной. – М. : Изд-во «Бонфи», 2002. – 408 с.
  16. Философский энциклопедический словарь: [более 3500 статей / редакторы-составители: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко]. – Москва : Инфра-М, 2009. – 568, [1] с. – (Библиотека словарей "Инфра-М" : БСИ).
  17. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
  18. Цукерман, Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Начальная школа: плюс, минус. – 2001. – № 1. – С. 23.
  19. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь ; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 806 с.
  20. Шеститко, Ирина Владимировна.  Организация рефлексивной деятельности учащегося: учебно-методическое пособие / И.В.Шеститко. – Минск : Информпресс, 2006. – 67 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1 

Методика  «Автопортрет»

     Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется  в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

     Проективные рисуночные тесты человека первоначально  использовались для диагностики  уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

     По  определению автопортрет – это  изображение человека, созданное  им самим. Изображая себя, человек  воссоздает основные черты собственных  телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает  для метода возможность анализа  достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

     В процессе интерпретации «схемы тела»  можно судить, полностью ли соответствует  полученная графическая продукция  физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут  определенный смысл, каким образом  соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

     Существует  несколько возможных интерпретаций  результатов данного теста.  

Признак Критерии  признака
1 –  самооценка (расположение рисунка  на листе) 1.1 в центре  – адекватная

1.2 в  верхней части листа – завышенная

1.3 в  нижней части листа – пониженная

2 –  интеллектуальная и социальная  адекватность (голова) 2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова  – интеллектуальная и социальная  адекватность

2.2 большая  голова – высокие интеллектуальные  и социальные притязания

2.3 маленькая  голова – интеллектуальная и  социальная неадекватность

3 –  контроль над телесными влечениями (шея) 3.1 нормальная  шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная  шея – потребность в защитном  контроле

3.3 короткая  шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие  шеи – отсутствие контроля 

4 –  местонахождение базовых потребностей  и влечений (туловище) 4.1 нормальное, пропорциональное туловище –  равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое  туловище – отрицание потребностей и влечений

4.3 большое,  крупное туловище – неудовлетворенность  осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие  туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 –  чувствительность к критике, общественному  мнению 5.1 большие уши  – повышенная чувствительсноть к критике, реактивность на критику

5.2 большие  глаза – повышенная чувствительность  к критике

6 – тревожность 6.1 сильный нажим

6.2 помещение  рисунка в левой части листа  (интравертированность)

6.3 перерисовка  и стирание

6.4 заштрихованные  волосы (беспокойство)

6.5 руки  прижаты к телу

7 – страхи 7.1 интенсивная  штриховка

7.2 обведение  контура

7.3 затушеванные  зрачки

8 – агрессивность 8.1 сильный нажим

8.2 жирный  контур рисунка

8.3 ноги  расставлены

8.4 видны  зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены уши-ноздри-рот (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок  увеличен и акцентирован

8.7 ноздри  выделены (примитивная агрессия – самосохранительная)

8.8 руки  большие, подчеркнутые – компенсация  слабости

8.9 оружие 

9 –  выраженная защита 9.1 улыбка

9.2 руки  за спиной или в карманах

9.3 человек  изображен в профиль (замкнутость)

10 –  эгоизм, нарциссизм 10.1 пишет свое  имя

10.2 крупный  рисунок

10.3 глаза  без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия 11.1 рисунок в  нижней части листа

11.2 слабый  нажим и контур

11.3 скованная,  статичная поза

11.4 эскизный  контур

12 –  зависимость (в том числе и  от матери) 12.1 крупный (красный)  рот

12.2 пуговицы  по центральной оси

12.3 маленькие  ступни и ладони

12.4 наличие  карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди  очень подчеркнуты(зависимость от матери) у мужчины 

13 –  эмоциональная незрелость, инфантилизм 13.1 глаза без  зрачков

13.2 опускание  шеи

13.3 детские  черты лица

13.4 пальцы  как листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность 14.1 длинные ресницы

14.2 волосам  уделено много внимания 

14.3 выделенные  крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж  и украшения

 

 

Приложение 2 

Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 

    Данная  методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

    Проведение  исследования

    Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

    здоровье;

    ум, способности;

    характер;

    авторитет у сверстников;

    умение  многое делать своими руками, умелые руки;

    внешность;

    уверенность в себе.

    На  каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

здоровье ум, способности характер авторитет у  сверстников умение многое делать своими руками, умелые руки внешность уверенность в  себе
 
 
 
 

 

Приложение 3 

Методика А.И. Липкиной «Три оценки» 

     Ученикам  предлагается выполнить любое учебное  задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы  из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о  выполненном задании, и поэтому  они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с  учениками выясняются ответы на следующие  вопросы:

     1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

     2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5». Обрадуешься ты этому  или это тебя огорчит?

     3. Какие оценки тебя радуют, какие  огорчают?

     Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим  показателям:

     – совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

     – характер аргументации самооценки:

     а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

     б) любая другая аргументация;

     – устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Информация о работе Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте