Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7
1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15
1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23
2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23
2.2 Методики исследования 37
2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37
2.4 Результаты исследований 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 42

Работа содержит 1 файл

!! Курсовой Мария.docx

— 79.61 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка» 
 

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и детской психологии 
 
 

Курсовая  работа 

МЕТОДЫ  РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ СПОСОБНОСТИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила – студентка

                    512 группы заочного отделения

                                          Сивкова Мария Владимировна  

                                          Научный руководитель –

                                          кандидат  психологических наук,

                                          доцент 

                                          …………………………………. 
 
 
 
 

Минск, 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  

Введение 3

Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

    1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7

    1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11

    1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15

    1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19 

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23

    2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23

    2.2 Методики исследования 37

    2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37

    2.4 Результаты исследований 37 

Заключение 38

Список использованных источников 39

Приложение 42 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема  развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности дошкольников, является одной из сложных, многогранных и активно разрабатываемых в гуманитарных науках. Рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

     В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. Теоретические основания и организационно-методические условия развития рефлексии у младших школьников в процессе построения совместных учебных действий исследовались в работах Н.И. Поливановой, М.А. Семеновой под руководством В.В. Рубцова [8, с. 102-113]. Содержание рефлексии в младшем школьном возрасте, в основном, связывается со способностью ребенка анализировать основания собственной деятельности.

     Особое  внимание изучению проблемы развития рефлексивного сознания младшего школьника  в условиях развивающей учебной  деятельности уделялось исследователями  В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман [11, 17].

     В основе проявления этих возможностей лежит смена позиции ребенка  в учебной деятельности и следующие  за этим изменения:  изменения предмета самопознания (переход к оценке своих  переживаний, своего поведения, своего "Я"); отношения к себе (оценка себя не только как субъекта деятельности, но и как участника взаимодействия); отношения к средствам самопознания (выбор средств, соответствующих предмету самопознания); изменения оснований проявления самостоятельности, за счет придания ей личностного смысла, значения для себя.

     В экспериментальных исследованиях  А.З. Зака было показано, что для развития рефлексии у младших школьников важным условием выступает такая организация построения учебной коллективной деятельности как учебно-развивающий диалог учителя и учащихся. Под рефлексией при этом понимается анализ учеником оснований собственной мыслительной деятельности. Наиболее эффективными методами, на основе которых должно быть построено обучение младших школьников, способствующее развитию у них рефлексивных способностей, являются активные методы обучения. Анализ работ авторов свидетельствует о стремлении младших школьников к самостоятельному осмысливанию не только содержания образовательной программы, но также и способов организации сотрудничества со сверстниками, налаживания с ними деловых и личных взаимоотношений, оценки собственных действий, и как следствие, осмысления представления о себе, своем "Я". Реальные ситуации учения, в которых возникает необходимость взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, являются важным условием развития рефлексивной позиции младшего школьника. Эти условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Работая в группе и обсуждая дискуссионные проблемы, дети обнаруживают свою компетентность в каких-либо вопросах, сравнивают собственное мнение с мнением одноклассников, обсуждают различные точки зрения, намечают дальнейшие действия, таким образом, создаются условия, способствующие развитию рефлексивных способностей школьников. Особую популярность среди активных методов обучения в последнее время получил метод проектов, внедряемый в практику основной и старшей школы. Данный метод предполагает совместное обсуждение какого-либо проблемного вопроса и построение деятельности, направленной на его решение. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы вызывает познавательный интерес школьников, способствует интеллектуальному и личностному развитию. В современной педагогической литературе этим вопросам уделяется огромное внимание, что подтверждается многочисленными публикациями по теме. Однако, активное использование проектной деятельности в образовательном процессе предусматривается в основном для старшеклассников или подростков, а возможности и особенности ее применения с младшими школьниками изучены недостаточно. В тоже время, младший школьный возраст считается сенситивным для развития рефлексии, многими авторами отмечается необходимость введения элементов проектной деятельности в работе с младшими школьниками. Вместе с тем, при организации проектной деятельности необходимо учитывать специфические возрастные особенности школьников.

     Таким образом, тема настоящей курсовой работы: "Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте" является актуальной и практически значимой.

     Объект: процесс развития рефлексивных способностей у младших школьников.

     Предмет: метод проектной деятельности как средство развития рефлексивных способностей младших школьников.

     Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.

     Задачи:

  1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
  2. Рассмотреть теоретические аспекты изучения рефлексии, рефлексивных способностей.
  3. Изучить закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте. Выявить влияние учебной деятельности на формирование рефлексивных способностей школьников.
  4. Подобрать диагностический материал для изучения рефлексивных способностей младших школьников.
  5. Рассмотреть основные аспекты метода проектов. Изучить возможности и особенности организации использования проектной деятельности в начальной школе.
  6. Разработать модель учебного межпредметного проекта.
  7. Апробировать метод проектов в работе с младшими школьниками, направленный на развитие их рефлексивных способностей.

     Гипотеза: процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если будет использован метод проектной деятельности младших школьников.

     В качестве методик для подтверждения  или опровержения гипотезы были использованы следующие методики:

     1. методика «Автопортрет»

     2. методика Дембо-Рубинштейн

     3. методика А.И. Липкиной «Три оценки»

     Базой исследования выбран  «Зеленоборский детский сад – средняя школа» и ученики 1-2 классов школы.

     Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения, в котором  излагаются основные выводы и результаты, сделанные в ходе изучения темы работы.

 

Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

     1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности

 

     Исследование и  разработка проблем рефлексии в  научной литературе характеризуется  наличием разнообразных ее трактовок  и определений. Термин "рефлексия" происходит от позднелатинского "rеflехiо", что буквально означает обращение назад, отражение, первоначально употреблялся в разговорном языке в значении "гнуть, сгибать, нагибать обратно, в обратном направлении". В "Философском энциклопедическом словаре" рефлексия определяется как "принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека" [16, с. 555]. В психологическом словаре мы находим следующее определение рефлексии: Рефлексия – (лат. reflexio – отражение) – 1) Размышление, полное сомнений, противоречий. Анализ собственного психического состояния.

     2) Как механизм взаимопонимания  – осмысление субъектом того, какими средствами и почему  он произвел то или иное  впечатление на партнера по общению [18, с. 23].

     В психолого-педагогической литературе рефлексия рассматривается и  как процесс, и как особое состояние, и как свойство человека, имеющее  особую меру его выраженности –  рефлексивные способности. С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает  особый способ существования человека и его отношения к миру: "…рефлексия как бы приостанавливает, прерывает  этот непрерывный процесс жизни  и выводит человека мысленно за ее пределы…с этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни" [10, с. 56].

     В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней  мере, в трех контекстах:

     – при изучении теоретического мышления (А.В. Коржуев, В.А. Попков, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская);

     – при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания оснований совместных действий и их координации (В.С. Мухина, Т.В. Махова);

     – при изучении самосознания личности, связанной с проблемой формирования, воспитания и самовоспитания подрастающих поколений (А.В. Хуторской, Г.Ю. Ксензова, Г.К. Селевко и др.).

Информация о работе Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте