Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7
1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15
1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23
2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23
2.2 Методики исследования 37
2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37
2.4 Результаты исследований 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 42

Работа содержит 1 файл

!! Курсовой Мария.docx

— 79.61 Кб (Скачать)

     Диагностировать уровень сформированности рефлексивных способностей возможно как при помощи диагностик с четкими критериями интерпретации, так и с помощью  проективных методов, которые опосредствованно позволяют выявить и установить уровень развития рефлексивных действий. Рассмотрим основные из них.

     Под наблюдением как методом педагогического  исследования понимается целенаправленное, планомерное восприятие воспитательных явлений, в процессе которого исследователь  получает фактический материал. Этот метод, в отличие от других, позволяет  фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей  мере влиять на естественное поведение  испытуемых [1, с. 15].

     Методика "Автопортрет", авторы – Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней [9, с. 286-292].

     Методика "Оцени себя". С помощью данной методики можно определить уровень  самооценки учащихся и умение адекватно  оценивать себя, что является косвенным  проявлением рефлексии. Суть методики состоит в том, что ребенку  необходимо оценить себя. При этом уровень самооценки определяется по сходству и различиям с оценкой  учителя, одноклассников, родителей. Возможно также диагностировать уровень самооценки, используя метод "волшебные линеечки". При этом детям предлагается отметить на линейке свой уровень успешности в выполнении какого-либо задания, действия. Уровень самооценки определяется в сравнении с оценками учителя, родителей, одноклассников.

     Методика  определения самооценки и уровня притязаний. Ученикам предлагается выполнить  любое учебное задание в письменной форме. Уровень самооценки школьников определяют на основе полученных данных по следующим показателям:

     – совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

     – характер аргументации самооценки.

     Уровень притязаний обнаруживается в прогностической  или априорной самооценке, в которой  оценивается еще не полученные результаты [9, с. 139-142].

     Методика "Что мне нравится в школе". Данная методика предполагает систему  вопросов и несколько вариантов  ответов к каждому вопросу. Ребенку  необходимо выбрать один ответ из предложенных, по его мнению, верный. В результате ребенок набирает определенное количество баллов, по которым легко определить уровень сформированности умений оценивать себя и свои действия.

     Как вариант данной методики, ребенку  необходимо нарисовать то, что ему  нравится в школе. Тогда результаты будут оцениваться как в любой  проективной методике [7, с. 112 – 114].

     Модификация методики нахождения количественного выражения уровня самооценки по таблице "полярных профилей" [1, с. 75]. Суть метода нахождения количественного выражения уровня самооценки состоит в том, что ребенку предлагается отметить знаком + в таблице, в определенной графе, степень выражения отдельного личного качества. Для нахождения уровня сформированности рефлексивных способностей лучше использовать модификацию данной методики. В данной методике необходимо изменить перечень личностных качеств, подобранный в соответствии с темой настоящей работы, т.е. подобрать те качества, которые являются косвенным проявлением рефлексивных способностей младших школьников.

     1-я  степень – качество выражено  очень слабо;

     2-я  степень – качество выражено  достаточно ярко;

     3-я  степень – качество выражено  очень сильно.

     Обработка результатов: число + каждого столбика умножается на степень качества. Затем  находится сумма трех чисел –  отдельно по положительным и отрицательным  качествам. Находится среднее арифметическое этой суммы, которое, в свою очередь, делится на количество качеств (10), и  таким образом определяется коэффициент  самооценки.

     Интерпретация результатов: самооценка адекватна, если коэффициент 0,4-0,6. Если коэффициент  по положительным качествам приближается к 1, то самооценка завышена, если к 1 приближается коэффициент по отрицательным качествам, то самооценка занижена.

     Данные  методики имеют свои преимущества и  недостатки. Методики, которые предполагают ответы на вопросы в виде тестов дают конкретные числовые показатели уровня сформированности способностей, однако эти данные могут быть недостоверны из за неискренних ответов детей.

     Преимущество  проективных методик состоит  в том, что здесь нет готовых  ответов, которые ребенок может  расценивать как верные и ошибочные, позволяют ребенку быть искренним. Однако данные методики не имеют четких критериев интерпретации, что усложняет  оценить результаты.

     Исходя  из этого, можно сделать вывод, что  при диагностике уровня сформированности рефлексивных способностей необходимо использовать, как проективные методики, так методики с четкими критериями интерпретации. Это позволит получить наиболее полную и достоверную информацию. При выборе диагностических методик  важно учитывать показатели их надежности и валидности, а также сложность обработки диагностического материала, поскольку большинство диагностических методик предназначены для психологического обследования и требуют дополнительной подготовки специалиста. 
 

     1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте

 

     В начальных классах школы один из путей формирования рефлексии – это анализ динамики своего восприятия окружающего мира. Происходит это в специально организованном пространстве – на «пятиминутках общения». Воспитатель с первого дня пытается поставить ученика в ситуацию, когда он должен осознавать свое собственное «Я», искать средства выразить себя. (Что я понял о себе? Мои впечатления от вчерашнего дня? Что мне понравилось? Что не понравилось? Почему? Что я чувствовал?) Чтобы «разговорить» ребенок используются различные игровые приемы. Например, сегодня в наш класс заглянул инопланетянин. Какими он нас увидел? (фигурка рисуется, или используется динамическая кукла) Какими были наши лица? Выражение лица? Наши позы? О чем они говорят?

     Еще один прием – «посредник», какая-то кукла или игрушка, с которой  общаются дети. Для этой игрушки  воспитатель придумывает «легенду», создавая мотивацию для детей, побуждающую  их к общению. Постепенно ребенка  надо подвести к осознанию того, что, говоря об отношении к окружающему  миру, он говорит о себе.

     Поэтому воспитатель должен работать в позиции  «здесь и сейчас». Любая ситуация, действие ребенка, разговор может послужить  поводом для того, чтобы подвести учащегося к пониманию того, что  нового он узнал в данной ситуации о себе. Речь идет не о самооценке, хотя она присутствует, а о познании самого себя: чем я отличаюсь от других.

     Еще один прием мотивации рефлексивной деятельности – это создание ситуации «разрыва», затруднения в игре или  общении. «Разрыв» может быть зафиксирован и во взаимоотношениях по поводу какой-то деятельности, если в этой деятельности складываются отношения между людьми. Тогда противоречия фиксируется, затем  осуществляется анализ условий: почему затруднение возникло, как его  можно было избежать, что сделать, сказать, организовать по-другому. Результатом  становиться выработка совместных норм. К условиям мотивации рефлексивной деятельности относятся и создание интриги, обращение к чувствам детей, из самолюбие, эмоциям, столкновение разных мнений, фиксация заданных детьми вопросов.

     Необходимое условие выхода личности на саморазвитие – это способность ребенка  поставить цель, планировать её достижение, выполнить запланированное и  проанализировать результат. В воспитательной деятельности это происходит через  использование методики коллективной творческой деятельности (автор –  академик И.П. Иванов) в делах класса и общешкольных делах. Завершается  данная деятельность обязательно рефлексивным анализом в классе. План такого анализа:

  • Как вы поняли, зачем проводилось это дело? Можешь ли сформулировать цель и объяснить, в чем ты видишь смысл этой работы?
  • Доволен ли ты полученным результатом?
  • Принес ли удовлетворение сам процесс деятельности? Если да – то чем, если нет – то почему?
  • Какие изменения можно внести в ход деятельности? Как сделаешь, если появится возможность сделать заново?
  • Взялся бы ты за эту деятельность, если бы заранее знал её результат?
  • Если нет, то что бы предпочел делать в этой ситуации?
  • Что прошло наиболее удачно?
  • Что можно изменить?
  • Что самое интересное? Самое скучное?
  • Можно ли было чего-то избежать? Как?

     Кроме того рефлексии подвергаются все  этапы осуществления творческой деятельности: мотивация (Зачем это  нам?), целеполагание (Почему это делали?), планирование и контроль (Как действовали? Какими способами? Получили результат? Это то, что мы хотели? Почему?) [2].

     Развитие  рефлексивного (критического) мышления происходит с использованием приема «Пометки на полях», когда ученики  читают новый текст и на полях учебника помечают то, что знают, с чем знакомы, новую информацию, желаемое узнать глубже из дополнительных источников (здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими учащимися), приема «Рефлексия себя в уроке» (оценивается своя работа с позиции Я. Мы, Дело. По итогам урока дети оценивают: Я – как работал? Допускал ли ошибки? Мы – насколько мне помогли педагоги, учащиеся группы, а я – им? Дело – понял ли материал? Узнал ли больше?).

      Методика  организации рефлексии на уроке  включает в себя следующие этапы: 1) остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность должна быть прекращена или остановлена и все внимание обращено к «разбору предыдущего полета»; 2) восстановление последовательности выполняемых действий. Устно или письменно описывается все то, что сделано, даже то, что на первый взгляд кажется неважным; 3) изучение составленной последовательности действий, с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.; 4) выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть несколько видов: предметная продукция деятельности (идеи, предложения, ответы на вопросы и т.п.), способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности, гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по количеству и качеству; 5) проверка гипотезы на практике в последующей предметной деятельности [17].

      В конце урока учащимся задается любой  из вопросов, на который каждый должен ответить по цепочке, желательно не повторяясь: Что нового ты узнал на уроке? Какие  уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе на уроке? Кто тебе помогал на уроке при изучении нового сложного материала? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Где во время урока ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо? О чем ты думал во время  урока? Какие формы работы ты использовал на уроке (читал книгу или учебник, записывал в тетради, слушал учителя и т.д.)? Что тебе понравилось на уроке больше всего?

      Одного  вопроса, заданного в конце урока  достаточно, чтобы ученик стал вспоминать весь ход урока, приемы работы и этапы  урока. Возникает необходимость  выявить ситуации успешности и закрепить  их. К тому же, происходит еще раз  повторение и закрепление пройденного  материала – то, что ученик сам вспомнил, значит, осознал.

     Важным  является выделение трех функций рефлексии: 1) исследование актуального состояния деятельности до ее приостановки в связи с возникающим препятствием; 2) проблематизация, то есть выявление причин приостановки в деятельности; 3) проектирование действия с учетом выявленной причины, то есть построение дополнительного проекта действий, который обеспечивает устранение причины затруднения и, следовательно, достижение цели деятельности [2].

     Итак, усвоение знаний происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности – способы  решения задач или рассуждения.

 

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

     2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников

 

     Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

     Проект  – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая  реализация [6].

Информация о работе Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте