Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7
1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15
1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23
2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23
2.2 Методики исследования 37
2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37
2.4 Результаты исследований 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 42

Работа содержит 1 файл

!! Курсовой Мария.docx

— 79.61 Кб (Скачать)

     Под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту, деятельности, переживаниям и  т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п.– и к тому как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует…

     В педагогической литературе мы находим  такие понятия как "рефлексия", "рефлексивная деятельность" и "рефлексивные способности", являющиеся обязательными  компонентами процесса обучения в системах личностно-ориентированного и развивающего обучения. "В педагогике рефлексия  исследовалась многими учеными. Но все они сходятся на том, что  результативность воздействия педагога на обучаемых повышается благодаря  активизации рефлексивных процессов", – отмечает И.Н.Щербо. Рефлексия – это переосмысление и перестройка личного опыта" [2]. Рефлексия в обучении – мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности (А.В.Хуторской).

     В.В.Давыдов, рассматривая данное понятие с позиции  деятельности, считает, что рефлексия  – это осознание субъектом  средств и оснований деятельности. У В.А. Сластенина можно найти такое определение: "Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживания, припоминания и решение проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки" [2].

     Неоднозначность определения термина "рефлексия" говорит о сложности и многомерности  настоящего психического феномена. Поскольку  рефлексия охватывает разные стороны  деятельности, выделяют ее различные  виды, которые необходимо учитывать, исследуя способности к рефлексии, поскольку они могут неодинаково  проявляться и иметь разную меру выраженности, в зависимости от вида рефлексии.

     И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов разрабатывая рефлексивно– гуманистическое направление в психологии, выделили четыре вида рефлексии в соответствии с их функциями: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная [12, с. 31-40]. Интеллектуальная рефлексия выполнят функцию переосмысления и преобразования исходной модели объекта в более адекватную, на основе новой информации о нем. Личностная рефлексия заключается в самоопределении индивида и построении новых образов себя. В частности в процессе решения нестандартной, творческой задачи (ситуации) субъект, "включая" личностную рефлексию, построив новый образ себя, как субъекта творчества, приходит к решению. Функция кооперативной рефлексии состоит в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности. Функция коммуникативной рефлексии заключается в смене представлений субъектов друг о друге на более адекватные в определенной коммуникативной ситуации, осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

     Индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условием рефлексивной деятельности называют – рефлексивными способностями. Индивидуальная мера выраженности рефлексии – рефлексивность – понимается, как способность человека осознавать свои мысли, чувства, отношения и пр. Рефлексивные способности интерпретируются наряду с интеллектом, креативностью, обучаемостью как общие способности, имеющие сложную многоуровневую структуру функционально объединяющие мотивационную, когнитивную, эмоциональную и волевую сферы [1, с. 297]. Общие способности выступают в качестве предпосылок для последующего развития специальных способностей.

     Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших  условий комплексного и разностороннего  развития его способностей. Отсюда следуют основные требования, которые  предъявляются к деятельности, развивающей  способности человека:

     – творческий характер деятельности,

     – оптимальный уровень ее трудности,

     – должная мотивация,

     – обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

     "…Если  деятельность носит творческий, не рутинный характер, то она  постоянно заставляет его думать  и сама по себе становится  достаточно привлекательным делом  как средство проверки и развития  способностей. Такая деятельность  всегда связана с созданием  чего-либо нового, открытием для  себя нового знания, обнаружения  в самом себе новых возможностей…

     Если  выполняемая деятельность находится  в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его  способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития… Становление и развитие способностей – это тоже результат  научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие…" [5, с. 388 – 390].

     Анализ  результатов исследований разработок проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе, позволяет сделать выводы об универсальности рефлексии, по отношению к различным сферам – когнитивной, личностной, коммуникативной; значимости рефлексивных способностей для обеспечения эффективности и результативности любой, в том числе учебной деятельности. Для организации продуктивной, творческой деятельности, направленной на оптимизацию развития рефлексивных способностей учащихся, необходимо знать онтогенетические закономерности и особенности развития рефлексии.

     1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте

 

     В контексте возрастной психологии разрабатываются  онтогенетические аспекты изучения рефлексии. Большинство авторов  Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают рефлексию новообразованием младшего школьного возраста. Ряд авторов, в том числе Ж. Пиаже, В.С. Мухина, периодизацию онтогенеза рефлексии рассматривают по аналогии с периодизацией развития интеллекта ребенка, выявляя предпосылки и особенности рефлексии на ранних этапах развития.

     В раннем возрасте (от года до 3-х лет) формируется самосознание, способность  осознавать себя, появление собственного "Я" ребенка, составляет основу формирования рефлексии. Ребенок учится осознавать себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения в социальном пространстве, контролируемом принятыми в обществе правами и обязанностями, выражаемыми  для детского сознания в словах "можно" и "нельзя". [4, с. 59, 93.]

     В дошкольном возрасте (от 3-х лет до 7) через отношения  со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. В данном возрасте ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок [4, с. 113, 130].

     К началу младшего школьного возраста ребенок представляет собой в  известной степени личность. Он открывает  для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него уже достаточно развиты  рефлексивные способности; существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива "я должен" над мотивом "я хочу". Этот возраст обещает  ребенку новые достижения в новой  сфере человеческой деятельности –  учении. Ребенок в начальной школе  усваивает специальные психофизические  и психические действия, которые  должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной  деятельности, на основе которой при  благоприятных условиях обучения и  достаточном уровне умственного  развития ребенка возникают предпосылки  к теоретическому сознанию и мышлению. Приобретенные к концу дошкольного  возраста рефлексивные способности  оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций отношений с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем  и организацией исполнительских  действий, а также контролем за вниманием, мнемическими действиями, мысленным планированием и решением задач. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других…" [4, с. 260-262]. Л.С. Выготский также писал о сензитивности данного возраста. Он выделил эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза. Он доказал, что на психическое развитие ребенка влияет обучение. Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе.

     Становление рефлексии младшего школьника способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность [2].

     Основываясь на результатах исследования Г. А. Цукерман о том, что рефлексия в учебной  деятельности переходит от интерпсихической формы в интрапсихическую, субъектом рефлексии является сначала класс, затем – группа учащихся, затем – учащийся [17]. С.В. Пигузова выделяет 3 стадии формирования рефлексивных способностей младших школьников. В статье "Модель становления рефлексии младшего школьника в учебной деятельности" представлены настоящие стадии: 1. стадия становления коллективной рефлексии, 2. стадия становления групповой рефлексии, 3. стадия становления индивидуальной рефлексии.

     Стадия  становления коллективной рефлексии  совпадает с началом школьного  возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса. Субъект рефлексии на этой стадии – класс. Задача учителя при формировании коллективной рефлексии – создать детскую общность, способную к образованию позиции "МЫ – способные действовать". Способность действовать, инициативность, целеустремлённость являются по теории Э.Эриксона "позитивом" предшкольного развития [17]. По словам Г. А. Цукерман "первая забота взрослого – создать такую общность, ибо доверие ребёнка к себе, нерефлексивная связь с самим собой – не идеальным, но могущим приблизиться к идеалу (связь, которую ещё предстоит дополнить рефлексивными отношениями "Я незнающий – Я знающий"), есть первая и главная сторона школьной готовности" [17, с. 132]. При организации обучения на этой стадии целесообразно использовать следующие методы обучения: стимулирования и мотивации учения, проблемно-поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов, Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая.

     Стадия  становления групповой рефлексии. На данной стадии перед учителем стоит  цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Субъект рефлексии на этой стадии – группа учеников. Задача педагога при становлении групповой рефлексии – создать детскую общность, способную к образованию позиции "Мы – учащиеся". На данной стадии дети способны рефлексировать сообща в группе, индивидуально они ещё не могут выполнить всю процедуру рефлексии во всей её полноте. При организации обучения на стадии становления групповой рефлексии учителя используют следующие методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно-поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов, Формы организации учебной деятельности: групповая, работа в парах.

     Стадия  становления индивидуальной рефлексии. Данная стадия возникает уже в  подростковом возрасте и является итогом успешного становления первой и  второй стадий, которые формируются  в младшем школьном возрасте. На стадии становления индивидуальной рефлексии перед учителем стоит  цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Субъект рефлексии на этой стадии – ученик. Задача педагога на данной стадии – становление рефлексии как индивидуальной способности учащегося, становление позиции "Я-учащийся". На стадии становления индивидуальной рефлексии педагоги используют следующие методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно-поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля и самоконтроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов, ситуации "разрывов". Формы организации учебной деятельности: работа в парах, индивидуальная.

     Исходя  из данных этапов становления рефлексивных способностей, видно, что на их развитие огромное влияние оказывает специальным  образом организованная учебно-познавательная деятельность. А именно, деятельность, организованная в форме групповой  работы. Такая форма работы предполагает совместное обсуждение, обмен взглядами, мыслями, предположениями, совместное преодоление трудностей и достижение успеха, что особенно необходимо в  младшем школьном возрасте для развертывания  рефлексивных процессов. Но не всякая совместная деятельность приводит к  конструктивному решению конфликтной  и проблемной ситуации. Только при  соответствующей организации групповой  работы в проблемной ситуации ребенок  способен выйти в рефлексивную позицию  и направить свой анализ на породившую его ситуацию и способ деятельности.

     Организовывать  работу по развитию рефлексивных способностей необходимо с учетом уровня их сформированности. Такие данные учитель может получить, проведя диагностическую работу.

     1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников

 

     Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное  наблюдение, беседа, психодиагностические методики ("Оцени себя", "Что  мне нравится в школе", "Автопортрет", методика определения самооценки и  уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

     Традиционно рефлексия исследовалась посредством  решения учащимися специально сконструированных  интеллектуальных задач.

Информация о работе Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте