Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить возможности использования метода проектной деятельности для развития рефлексивных способностей младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие и виды рефлексии. Рефлексивные способности 7
1.2 Закономерности и особенности развития рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников 15
1.4 Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО АПРОБАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 23
2.1 Возможности использования проектной деятельности как средства развития рефлексивных способностей младших школьников 23
2.2 Методики исследования 37
2.3 Структура эксперимента. Констатирующий эксперимент 37
2.4 Результаты исследований 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение 42

Работа содержит 1 файл

!! Курсовой Мария.docx

— 79.61 Кб (Скачать)

     При проведении метода проектов используются такие организационные формы  работы как практикумы, консультации, работа с дополнительной литературой  и т. д.

     Работа  с детьми младшего школьного возраста имеет свою специфику. Для детей  данного возраста источниками дополнительной информации могут служить детские журналы, детские книги, которые могут быть представлены как в печатном виде, так и на электронных носителях. В работе с детьми этого возраста необходимо учитывать широту их кругозора, а также умения работать с дополнительной литературой. Учитель здесь выступает, как помощник, советчик, он дает необходимые рекомендации по нахождению дополнительной информации, помогает в проведении рефлексии.

     Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и выбирать способы  достижения цели. Использование метода проектов делает учебный процесс  творческим, сжатым, а ученика –  раскованным целеустремленным, способным  к групповой и индивидуальной рефлексии. Обязанностью учителя является подготовка всех учащихся к посильной  для него, но обязательно активной познавательной деятельности [14, с. 38 – 41]. Однако организация проектной  деятельности с детьми младшего школьного  возраста имеет свои особенности.

     Организовывать групповую  работу учащихся можно по-разному, в  зависимости от темы и цели конкретного  проекта, а также от сложившейся  проектной ситуации. Учитель может  воспользоваться формальными группами. Такие группы в явном виде создаются, функционируют и оцениваются  как группы, где школьники должны кооперироваться друг с другом. Учитель  может использовать неявные, виртуальные  группы. Они действуют практически  так же, как формальные группы, но их отличает небольшой срок жизни (от нескольких минут до одного урока), отсутствие большого числа формально  выдвигаемых требований по процедурам функционирования. Существуют еще более  короткоживущие организационные формы – стандартные процедуры кооперации учащихся.

     При использовании формальных групп  учитель: формулирует цели занятия; принимает решения об организации  и обеспечении работы групп; ставит задачу перед учащимися и создает  между ними отношения позитивной взаимозависимости; следит за работой школьников: поддерживает порядок, оказывает текущую помощь группам, помогает формированию навыков совместной работы учащихся; помогает провести процедуру, оценивает учебную работу школьников. Время работы учащихся в формальной группе может варьироваться от одного до нескольких занятий. В результате каждый школьник должен убедиться в том, что он и его товарищи успешно справились со стоящей перед ними задачей.

     Неформальные (виртуальные) группы создаются, как  правило, без специальной подготовки для решения текущей проектной  задачи на период от нескольких минут  до одного урока. Короткоживущие виртуальные  группы используются с целью привлечь внимания учащихся к специфическим  элементам создаваемого проекта, помочь им сформировать требуемые ожидания от проходящего занятия и осознать применяемые учебные процедуры, подвести итог.

     Базовые группы, в отличие от короткоживущих неформальных групп, создаются, как  правило, на длительный период времени. Их главная задача – обеспечить взаимопомощь, моральную и интеллектуальную взаимную поддержку членов группы для достижения высоких результатов в создании проекта. Базовые группы обычно гетерогенны и формируются на постоянной основе. Члены базовой группы могут встречаться два-три раза в неделю, чтобы обсудить, как продвигаются дела проекта, и оказать, если необходимо, помощь друг другу.

     Стандартные процедуры – повторяющиеся серии учебных действий, выполняемых (запускаемых) учителем на занятии. Такие процедуры, однажды разработанные, неизменно повторяющиеся и использующие элементы кооперации поддерживают в группе постоянную атмосферу сотрудничества.

     Существует  еще один вид групп для работы над проектом: эффективные группы. Они отличаются тем, что их члены  не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Их работа ориентирована на общую цель – эффективное учение всех. Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Школьники чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Это позволяет достигать более высоких учебных результатов по сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. От каждого ожидают, что он будет пользоваться этими умениями в ходе работы. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит способом развития рефлексии.

     Иногда  эффективные группы достигают в  своем развитии качественно нового уровня. Такую группу можно назвать  дружная команда. По всем формальным характеристикам эта команда  аналогична эффективной группе, однако здесь кооперация ее участников переходит  в полноценное сотрудничество. Уровень  взаимного доверия и поддержки  в дружной команде существенно  выше, а работа в дружной команде  ориентирована на цели, которые сущностно важны для ее участников. Члены команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу всевозможную помощь. Команда в состоянии справиться с задачами, которые не доступны ни одному из ее членов порознь. Эффективные группы сами по себе не всегда превращаются в дружные команды.

     Чтобы рабочий коллектив стал командой, нужны специальные усилия, специальная  педагогическая работа.

     Итак, можно придти к выводу, что работа младших школьников над проектом будет успешной, и будет способствовать развитию рефлексивных способностей детей, если педагогу удастся объединить детей  в эффективные группы и возможно в дружную команду.

     Для того чтобы в результате объединения  школьников сложилась эффективная  группа, необходимо провести специальную  работу, обеспечить выполнение целого ряда условий. В этой работе помогают принципы кооперации в обучении, разработанные А. Ю. Уваровым. Принципы кооперации в обучении – набор теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих учащихся становилась эффективной группой. К этим принципам обычно относят следующие:

     позитивная  взаимозависимость;

     индивидуальная  оценка результатов работы;

     максимизация  непосредственного взаимодействия учащихся;

     целенаправленное  обучение навыкам групповой работы, этикету кооперации и их обязательное использование;

     систематическая процедура рефлексии хода учебной  работы;

     сознательное  использование эффективных структур взаимодействия учащихся [15, с. 53-54].

     Как видно, автором выделяется процедура  рефлексии в качестве самостоятельного принципа, обеспечивающего кооперацию в обучении.

     Организовать  взаимодействие школьников в классе можно самыми разными способами. Каждый такой способ или форму  организации взаимодействия обычно называют "структурой взаимодействия" или просто "структурой". Структура – это организационная форма взаимодействия. Она не связана с конкретным содержанием. Выбирая структуру, учитель отвечает на вопрос, как будет проходить взаимодействие школьников, как они будут изучать материал. Выбранная структура может использоваться на части проектной работы, на протяжении всей работы или даже нескольких занятий. Это зависит от целей, решаемых группой.

     А. Ю. Уваров предлагает использовать следующие  популярные и хорошо разработанные  структуры: "Мозаика", ее главная  идея заключается в том, чтобы  усилить взаимозависимость между  учащимися; "Мозговой штурм", эта  структура используется для выдвижения новых оригинальных идей [15].

     Для того чтобы группа работала эффективно, многие авторы выделяют определенные умения работы в группе, а также  нормы поведения и способы  организации групповой работы [15, с. 76-84].

     Овладение педагогом различными способами  организации групповой работы позволит четко наладить работу в группе, тем самым, обеспечить эффективность  группы в достижении желаемых результатов. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимы разработки способов и приемов организации  рефлексии, которые будут актуализировать  развитие рефлексивных способностей.

     Проанализировав различные проекты, можно прийти к выводу, что структуре любого проекта обязательно предусмотрены  рефлексивные операции. Во многих проектах, представленных в литературе, рефлексия  включена в качестве отдельного этапа, в завершающей части работы. Вместе с тем, недостаточно подробно представлена в литературе сама организация процедуры  рефлексии и конкретные приемы, способствующие выведению детей в рефлексивную позицию. На наш взгляд, успешность рефлексии младших школьников во многом зависит от того, насколько  продуманно и четко была организована процедура рефлексии. Опираясь на структуру  развития рефлексивных способностей, выделенной  М.Г.Савельевой, можно  выделить ряд приемов, организации  рефлексии младших школьников. Согласно предложенной структуре, рефлексивные процесс проходит следующие этапы:

     1. Научение умному "незнанию". Умение останавливаться и оценивать сложившуюся ситуацию: "я знаю, что этого не знаю".

     2."Запуск  алгоритма": "Я знаю, что я  не решу эту задачу известными  мне способами, тогда я должен…"

     3. Инсайт: "я знаю как надо или не знаю, но думаю, что…" и реализация принятого решения.

     4. Анализ цепочки мыслительных  и практических операций "не  знал как – узнал – сделал".

     5. Осознать задачу как новую  и вернуться в проектную деятельность.

     Учитывая  эти этапы, учителю необходимо целенаправленно  организовывать процедуру рефлексии  в различных формах, в том числе  как:

     1. устное обсуждение,

     2. письменное анкетирование,

     3. рисуночное или графическое изображение  изменений, происходящих с ребенком  в течение занятия, дня, недели, месяца.

     Рефлексия может быть организована как в  индивидуальной, так и в групповой  форме. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача рефлексии – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы.

     "Рефлексия  одного из участников группы". Один ученик анализирует свою  работу и работу группы. Такой  способ организации рефлексии  заставляет одновременно и других  участников проводить границы  своих представлений. Как только  кто-то скажет: "я делал так,  потому, что считал, что …" – в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?" [2].

     "Протокол  наблюдений". Координатор фиксирует  в ходе работы поведение членов  группы, а затем выступает со  своими записями (может служить  также способом формирования  у наблюдающего ребенка необходимых  умений, т.е. выполняя свою роль, он увидит, как этим умением  пользуются другие) [15, с. 69-71].

     "Мозговой  штурм". Выбор действий для  достижения цели проекта. Обсуждение  результатов и достижений в  совместной работе. Выделение причин  неудач в работе и способов  их преодоления.

     "Круглый  стол". Совместное обсуждение  всей работы группы. Выводы и  предложения.

     "Творческий  отчет". Рефлексия проводится  в необычной форме (в форме  игры, выставки, рисунков). Готовит творческий  отчет один участник группы  или несколько ребят.

     По  содержанию рефлексия может включать:

     – осознавание чувств, то есть вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной проектной ситуации,

     – осознавание владения учебным материалом, учебной информацией. Для этого возможно использовать прием "Пометки", когда ученики, работая над проектом, помечают то, что знают, с чем знакомы, новую информацию, желаемое узнать глубже из дополнительных источников (здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими учащимися).

     – осознавание собственного вклада в работу, значимости деятельности. Прием "Рефлексия себя в проекте" осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я – как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы – насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).

Информация о работе Методы развития рефлексивной способности в младшем школьном возрасте