Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:26, контрольная работа
Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.
Введение……………………………………………………………………………….3
I. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
III. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….
3. Принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.
4. Принцип единства сознания и деятельности. Говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация. В русской психологии существует разделение:
- Принцип единства личности и деятельности;
- Принцип единства сознания и личности.
5. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.
6. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.
7.
Принцип фальсифицируемости — предложенное
К. Поппером требование наличия методологической
возможности опровержения теории, претендующей
на научность, путём постановки того или
иного принципиально возможного реального
эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В
заключение хотелось бы отметить, что
приведенная в данной контрольной
классификация
Еще
одним основанием для классификации
методов может быть мера включенности
в диагностическую процедуру
самого психодиагноста и степень
его влияния на результаты эксперимента.
Этот принцип позволяет разделить
психодиагностические методы на следующие
группы: 1) влияние
психодиагноста выражено
минимально, 2) влияние
психодиагноста выражено
максимально и 3) влияние
психодиагноста выражено
в средней степени (промежуточное
положение между двумя
полюсами). В первую группу входят
тесты интеллекта, способностей,
достижений, многие
опросники и психофизиологические
методы. В них и процедура эксперимента,
и фиксация результатов являются рутинной
операцией и могут быть доверены лаборанту
или компьютеру. Вторую группу составляют
различные виды интервью,
бесед, наблюдений. Здесь, напротив,
психодиагностика своими реакциями, репликами,
манерой поведения может создать такие
условия работы, в которых получение нужной
информации будет затруднено или даже
искажено. В третью группу входят многомерные
опросники, опросники
с открытыми ответами,
проективные техники,
в которых велика степень
включенности психодиагноста
на этапе интерпретации
полученных результатов. Психодиагностическое
заключение, которое делается на основании
этих методов, не свободно от влияния личности
диагноста, его профессиональной компетентности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: