Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
I. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
III. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА психология!!!!!!!111.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

3. Принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.

4. Принцип единства сознания и деятельности. Говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация. В русской психологии существует разделение:

- Принцип единства  личности и деятельности;

- Принцип единства  сознания и личности.

5. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.

6. Системно-структурный  принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.

7. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     В заключение хотелось бы отметить, что  приведенная в данной контрольной  классификация психодиагностических методов не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования  других принципов деления методов  на классы. Класс психодиагностических методов, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или  неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина). К классу методов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

     Еще одним основанием для классификации  методов может быть мера включенности в диагностическую процедуру  самого психодиагноста и степень  его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить  психодиагностические методы на следующие  группы: 1) влияние психодиагноста выражено минимально, 2) влияние психодиагноста выражено максимально и 3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами). В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методы. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру. Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагностика своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено. В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методов, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Аронсон Э. Социальная психология. – Москва. 2004 г.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.
  3. Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г.
  4. Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.
  5. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. – Москва. 1993 г.
  6. Тейлор Ш.Е. Социальная психология. – Москва. 2004 г.
  7. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.
  8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.
  9. Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г.
  10. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.
  11. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.
  12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.
  13. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер. 2006 г.
  14. Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г.
  15. Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.

Информация о работе Методы психологии