Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
I. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
III. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА психология!!!!!!!111.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

- иллюстрация концептуальных  положений.

     Для того чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

- оно  должно быть избирательным, т.е.  исходить из четко поставленной  цели, выделять определенный аспект  изучаемого объекта; 

- оно  должно быть плановым и систематическим,  т.е. строиться на основе определенного  плана и проводиться на протяжении  определенного времени; 

- важно  как можно подробнее зафиксировать  наблюдаемое явление, т.е. необходима  полнота наблюдения;

- в обязательном  порядке необходимо определять  ситуации наблюдения, выделять единицы  и признаки наблюдения, а также  способы их фиксации.

     Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа  наблюдения, которая в формализованном  виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, единицы  наблюдения, инструментарий наблюдения.

     Ситуации  наблюдения должны выбираться с таким  расчетом, чтобы изучаемое свойство в них проявлялось наиболее полно. Под единицами (признаками) наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения. Например, для определения тревожности у школьников при ответе на экзамене такими единицами могут быть: речевая запинка, мышечный тремор, покраснение или побледнение лица. Причем, каждому из этих признаков могут приписываться различные баллы, характеризующие их значимость для выявления и оценки интересующего психического свойства.

     Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

а) Карточка наблюдения - предназначена для регистрации первичных признаков наблюдения в строго формализованном виде и, как правило, в закодированном виде (например, "трм" - тремор, "взм" - вазомоторика, "зпк" - запинка). В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

б) Протокол наблюдения - предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах по нескольким объектам наблюдения. Он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) Дневник наблюдения - предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

     Преимуществами  методами наблюдения являются:

- непосредственное  восприятие и фиксация  признаков в реальном  времени;

- оперативность получения  информации;

- объективность и  конкретность данных;

- более точное измерение  степени интенсивности  актов или способов  поведения;

-возможность  проверки опосредованных  способов получения  информации (анкет  и опросников);

-снятие  влияния установок  на стереотипность  ответов вопросников  и соответствующих  форм психологической  защиты;

- возможность целостной  оценки социальной  ситуации.

     К числу недостатков  следует отнести:

- сильное влияние  установок и психических  состояний наблюдателя; 

- персептивная готовность  на подтверждение  своей гипотезы;

- возможность утомления  исследователя вследствие  монотонии;

- влияние на исследователя  наблюдаемых им  лиц; 

- трудности интерпретации  вследствие каузально-атрибутивных  искажений;

- значительные затраты  времени; 

- ошибки личностного и психологического происхождения:

а) "гало-эффект" - основывающаяся на обобщенном впечатлении наблюдателя тенденция к оценке ситуации в "черно-белых красках";

б) "эффект снисхождения" - тенденция давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;

в) "ошибка центральной тенденции" - стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;

г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека ("любезность"= "добродушие");

д) "ошибка контраста", т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

е) стереотипы "первого впечатления" профессионального, этнического, возрастного планов (например имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц - представителей этих же категорий).

     Виды  наблюдения. Существует несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное; условий организации - открытое и скрытое; места проведения - полевое и лабораторное, регулярности проведения - систематическое и случайное.

     Контролируемое  наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

     Неконтролируемое  наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

     Открытое  наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение.

     При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

     Включенное  наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта (например преступной группы, группы наркоманов и т.п.) как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления. В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят, о включенном открытом наблюдении (например, совместное с наблюдателем выполнение производственных задач, спортивные игры и т.д.). Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

     Невключенное  наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

     Полевое наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т.д.).

     Лабораторное  наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

     Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

     Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.  

  1. Беседа

     Беседа - метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психолог получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого.

     Индивидуальная  беседа является более «психологичной» формой опроса. В отличие от классического интервью она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

     Основной  задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

     Довольно  распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

     Наиболее  сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

     Любая индивидуальная беседа не должна сводиться  к беспредметному разговору. Она  является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

- четкое определение  основной цели, последовательности  вопросов;

- непринужденность, доверительность  обстановки, простота  и понятность вопросов;

- исключение каких-либо  записей во время  беседы;

- позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение  беседы.  

  1. Метод анализа продуктов  деятельности.

     Анализ  продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

     Анализ  продуктов деятельности исходит  из общей предпосылки о связи  внутренних психических процессов  и внешних норм поведения и  деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

     Анализ  продуктов деятельности широко распространен  в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод  предоставляет важный материал для  клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко  изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

     Распространенным  методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

Информация о работе Методы психологии