Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
I. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
III. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА психология!!!!!!!111.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

Вербальные  и невербальные тесты различаются  по характеру стимульного материала.

     В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методы задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

     В невербальных тестах материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и тому подобное). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на персептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

     По  содержанию тесты обычно делятся  на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности; особое место в этом делении занимают тесты достижений, непредназначенные для решения собственно психологических проблем.

   Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

   Тесты способностей предназначены для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности.

   Тесты личности направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.

   Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ (например, тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лачинса и другие). Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

   Неинтеллектуальные  личностные особенности измеряются также с помощью опросников и проективной техники.

   Тесты достижений (тесты объективного контроля успешности – школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие. 
 

  1. Опросники.

Методы  опроса:

     Беседа проводится в процессе личного общения, по специально составленным программам. Широкая вариативность вопросов, в соответствии с полученными ответами, непосредственный контакт — являются несомненными плюсами данного метода. Основной недостаток — субъективизм выводов, которые основываются только на полученных ответах и не имеют фактического подтверждения. Основная сложность — необходимость фиксации полученной информации.

     Анкетирование основывается на самоотчетах испытуемого. Данный метод требует четкости и однозначности понимания сформулированных вопросов; сами вопросы не должны носить подсказывающий характер. Основное преимущество — получение массового материала за короткое время. Основной недостаток — полученные данные нельзя соотнести с личными особенностями испытуемых.

     Интервьюданный метод допускает большую свободу опрашиваемого в формулировке и развернутости ответа. Чаще всего используется в социальной психологии для выявления статистических данных.

     Метод экспертных оценок (широко применяется  в психологии личности) — учитывается  мнение компетентных экспертов.

     Изучение  продуктов деятельности — рисунков, апликаций, почерка и т.д.

     Метод тестов — сбор фактов о наличие или отсутствие известных психических особенностей у группы испытуемых:

-Стандартизировано;

-Не открываются никакие новые закономерности;

-Устанавливается, в какой мере известные факты характерны для данной группы.  

  1. Проективная техника.

   Это группа методов, предназначенных для  диагностики личности. Для них  характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление  отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методов  является использование в них  неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и так далее. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные  предложения, давать толкование неопределенных очертаний и тому подобное. В этой группе методов ответы на задания  также не могут быть правильными  или неправильными; возможен широкий  диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методов относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

   Эти методы носят в  основном индивидуальный характер и в большей  своей части бывают предметными или  бланковыми.

Принято различать следующие  группы проективных  методов:

-метод структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

-метод конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

-метод интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

-метод дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

-метод катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

-метод изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

-метод изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. 

  1. Психофизиологические  методы.

   Психофизиологические  методы диагностируют природные особенности человека, обусловлены основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференциальная психофизиология. Эти методы имеют ясное теоретическое обоснование – психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

   Индивидуальные  различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят  свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения  человека (в быстроте, темпе, выносливости и так далее).

   Одна  из черт психофизиологических методов, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает, в конечном счете, оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методы не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других – с другими.

   По  своей форме большинство психофизиологических методов являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и  специальная аппаратура. Но в последние  два десятилетия были разработаны  методы типа «Карандаш и бумага» (бланковые методы). Для практического  психолога они представляют собой  интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и  непосредственно на производстве. Как  аппаратурные, так и бланковые  методы носят индивидуальный характер. 
 

II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. 

     К низкоформализованным или малоформализованным  методам относятся наблюдения, беседы и анализ разнообразных продуктов деятельности, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенности и многое другое, что трудно выявить другими способами. Так как использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, то применяются они совместно с методиками высокоформализованными, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.

     Малоформализованные методы дают возможность познакомиться  с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим  местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерства расположить  к себе людей, уметь задавать вопросы  и определять степень искренности  исследуемого.

  1. Наблюдение.

     Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Под наблюдением понимается целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления.

     Объектом  наблюдения являются:

- отдельные  лица в различных ситуациях  социального взаимодействия 

- большие  и малые группы, общности.

     Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:  
а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;

г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;

д) сочетание перечисленных признаков.

     Объективное наблюдение направлено не на внешние  действия сами по себе, а на их психологическое  содержание. Здесь внешняя сторона  деятельности и поведения - лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию  и быть осмыслен в рамках определенной теории. В зависимости от характера  проводимого исследования и его  этапа возможными задачами наблюдения могут быть:

- предварительная  ориентировка в  объекте; 

- выдвижение рабочих  гипотез и их  проверка;

- уточнение результатов,  полученных с помощью  других методов;

Информация о работе Методы психологии