Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
I. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
III. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА психология!!!!!!!111.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

в) иконографические (кино-фото - видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофонные записи, лазерные диски, грампластинки).

     В последние годы появилось большое  число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

     По  содержанию информации документальные источники  делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

     Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

     Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

     Вследствие  выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным  статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

     Выделим главные из них:

- изучение через  содержание сообщений  психологических  особенностей их  создателей (авторов;  как отдельных  личностей, так  и группы, в том  числе скрытых  (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций,  дающих себе знать  лишь кумулятивно,  в потоке сообщений; 

- изучение реальных  социально-психологических  явлений, которые  отражены в содержании  сообщений (в том  числе явлений,  имевших место  в прошлом, которые  недоступны для  исследования другими  методами);

- изучение через  содержание сообщений  социально-психологических  особенностей их  адресатов; 

- изучение через  содержание сообщений  (и ответных на  них сообщений)  социально-психологических  аспектов воздействия  авторов на адресатов  как представителей  личных социальных  микро- и макрогрупп, а также изучение  успешности общения; 

- обработка и уточнение  данных, полученных  другими методами (обработка  открытых вопросов  анкет и интервью, данных проективных  методик и т.  д.);

- анализ высказываний  при диагностике  особенностей групповой  коммуникации.

     Потенциальными  объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т. п.

     При этом подразумевается, что изучаемая  характеристика определенным образом  распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д.

     При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся  в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный  анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

     Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими  словами, для психолога может  быть в равной степени важно и  то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его  рамок.

     Необходимо  обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как  правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Существует  несколько способов обработки данных контент-анализа.  

4. Биографический метод.

   Предметом биографического метода является жизненный  путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный  процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных  общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера  и способностей человека. Основными  источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.). Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице. Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе динамического анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии. Хронология События, факты Характеристика Оценка периода Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются: - определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.); - определение индивидуальных фаз жизненного пути; - анализ структуры факторов в каждой фазе; - выявление связей между фазами индивидуального развития.  

  1. Интроспекция.

   Метод интроспекции (самонаблюдение) - метод психологического изучения, исходящий из рефлексивной природы человеческой психики, т.е. способности человека наблюдать проявления собственных психических состояний и явлений сознания. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же как и внешнее восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов - различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

    

  1. Эмпатическое слушание.

   Эмпатическое  слушаниеметод, основанный на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании психологом (диагностом) тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним.

   Основные  правила, способствующие установлению тесного психологического контакта:

- близкая дистанция  между сидящими  друг против друга  собеседниками; 

- контакт глаз;

- полная поглощенность  собеседником ("центрированность" на нем);

- эмоциональное сопереживание  содержанию высказываемого.

     Таким образом, рассмотренные нами методы психологических исследований при  условии их комплексного применения и высокой квалификации психолога-практика способны обеспечить предоставление довольно полной информации о личности испытуемого (группе), что является необходимым  условием для определения характера  дальнейшей работы с ним. 

    III.Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке.

Опыт  и наблюдение —  таковы величайшие источники  мудрости,

доступ  к которым открыт для каждого человека.

У. Чэнинг

Основные  методы научного исследования

     Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Эмпирический и теоретический  уровни знания различаются по предмету, средствам и результатам исследования. Знание — проверенный практикой  результат познания действительности, верное отражение действительности в мышлении человека. Различие между  эмпирическим и теоретическим уровнями исследований не совпадает с различием  между чувственным и рациональным познанием, хотя эмпирический уровень  преимущественно чувственен, а теоретический  рационален.

     Структура научного исследования, описанная нами, представляет собой в широком  смысле способ научного познания или  научный метод как таковой. Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями. Выделяются эмпирические и теоретические методы. К эмпирическим методам относятся: 
Наблюдение — это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира. Можно выделить два вида наблюдения — непосредственное и с помощью приборов. При осуществлении наблюдения с помощью соответствующих приборов в микромире требуется обязательный учет свойств самого прибора, его рабочей части, характера взаимодействия с микрообъектом.

     Описание — это результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание как метод научного исследования производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, знаки, матрицы, графики и т. д.). Важнейшими требованиями к научному описанию являются точность, логическая строгость и простота.

     Измерение представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное  выражение измеряемых величин. Оно  осуществляется на эмпирическом уровне научного исследования и включает количественные эталоны и стандарты (вес, длина, координаты, скорость и т. д.). Измерение  осуществляется субъектом как непосредственно, так и опосредованно. В связи  с этим оно делится на два вида: прямое и косвенное. Прямое измерение представляет собой непосредственное сравнение измеряемого объекта или явления, свойства с соответствующим эталоном; косвенное определение величины измеряемого свойства на основе учета определенной зависимости от других величин. Косвенное измерение помогает производить определение величин в таких условиях, когда непосредственное измерение усложнено или невозможно. Например, измерение тех или иных свойств многих космических объектов, галактических микропроцессов и т. д.

     Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или признаков различия между этими объектами. Известный афоризм гласит: "Все познается в сравнении". Для того чтобы сравнение было объективным, оно должно отвечать следующим требованиям:

-сравнивать  необходимо сопоставимые  явления и предметы (например, нет смысла сравнивать  человека с треугольником  или животное с  метеоритом и т.  д.);

-сравнение  должно осуществляться  по наиболее важным  и существенным  признакам, так  как сравнение  по несущественным  признакам может  привести и заблуждению.

     Эксперимент — научно поставленный опыт, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в точно учитываемые условия, что дает возможность изучать их влияние на объект в чистом виде. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования. Он широко распространен в физике, химии, биологии, физиологии и других естественных науках. Эксперимент приобретает все большее значение в социальных исследованиях. Однако здесь его значение ограничено, во-первых, моральными, гуманистическими соображениями, во-вторых, тем, что большинство социальных явлений нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, и, в-третьих, тем, что многие социальные явления невозможно многократно повторять, изолировать от других общественных явлений. Итак, эмпирическое изучение является исходным для формирования научных законов, на этой ступени объект подвергается первичному осмыслению, выявляются его внешние особенности и некоторые закономерности (эмпирические законы).

     Основные  методологические принципы психологического исследования.

     Методология экспериментальной  психологии основывается на следующих принципах:

1. Принцип детерминизма. Его суть сводится к тому, что все психические явления предопределены взаимодействием организма с внешней средой. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. (Что бы ни происходило, это имеет свои причины). Без причинных связей исследования были бы невозможны.

2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными.

Информация о работе Методы психологии