Методы изучения креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Креативность можно отнести к общим способностям, так как она отражает расположенность человека к созданию нового, оригинального продукта в разных сферах своей деятельности. Креативность многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости, интегративное свойство личности, связанное с инициативностью, находчивостью, независимостью, эмоциональностью и др.. Существует представление о том, что творчество (творческий подход) есть характеристика особого, качественно определенного стиля деятельности, специфического способа решения личностью жизненных задач, позволяющего раскрыть ее сущность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЖ. ГИЛФОРДА 5
МЕТОДИКА Е. ТОРРЕНСА 8
ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ 9
ФИГУРНЫЙ ТЕСТ 9
БАТАРЕЯ НА СЛОВЕСНО-ЗВУКОВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 10
КОНЦЕПЦИЯ М. ВОЛЛАХА И Н. КОГАНА 12
КОНЦЕПЦИЯ С. МЕДНИКА 14
ТЕОРИЯ Р. СТЕРНБЕРГА 16
ПОДХОД В.Н. ДРУЖИНИНА И Н.В. ХАЗРАТОВОЙ 18
МЕТОД Д.Б. БОГОЯВЛЕНСКОЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая Шуйской Методика изучения креативности 2009.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     5 — «Креативное поле» Богоявленской, методика Хазратовой

       Коган и Воллах обнаружили  независимость факторов креативности и скоростного интеллекта, Гилфорд и Торренс получили корреляции тестов интеллекта и тестов креативности от 0,30 до 0.

       Свободные условия только создают возможности проявления креативности. Следовательно, человек, давший оригинальный, творческий ответ, заведомо обладает креативностью. Но если человек не дает творческого ответа в свободной ситуации, это еще не свидетельство об отсутствии у него креативности.

     С помощью тестов креативности мы можем  выявить креативов, но не можем точно определить некреативов. Причиной этого является спонтанность проявлений креативности и неподвластность этих проявлений внешней и внутренней регуляции.

     По-видимому, предсказать творческие достижения с помощью тестов креативности в  науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности невозможно, так как эти достижения требуют  сложного сочетания способностей (в том числе и интеллектуальных, и специальных) и черт личности. В имеющихся в настоящее время тестах креативности обращается внимание на отдельные элементы творческих способностей, но этого недостаточно для прогноза творческих достижений. Так, гибкость и оригинальность мышления, большая дивергентная продуктивность важны для творческих достижений, но не менее важна и критическая оценка возникающих идей. В подлинно творческом акте за фазой незаторможенной дивергентной продуктивности следует фаза критической оценки. Например, при «мозговом штурме» продуктивная и оценочная фазы разведены во времени; критическая оценка идей может помешать только на ранних этапах творческой деятельности, но критическое оценивание может исключаться только на время, а не отменяться навсегда. Некоторые психологи считают, что измерить креативность можно лишь путем анализа отдельных актов творчества.

     Литература

Акимова М.К. Психологическая  диагностика. Статья «Представление о  креативности» http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=350
Богоявленская Д.Б. Методология культурно-исторического подхода в исследовании творчества http://www.vtk.interro.ru/phorum/read.php?21,64,page=2
Дружинин В.Н. Психология общих способностей, Издательский дом Питер 2002
Современный психологический  словарь под. Ред. Мещерякова Б.Г и Зинченко В.П., СПб, 2006

Информация о работе Методы изучения креативности