Методы изучения креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Креативность можно отнести к общим способностям, так как она отражает расположенность человека к созданию нового, оригинального продукта в разных сферах своей деятельности. Креативность многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости, интегративное свойство личности, связанное с инициативностью, находчивостью, независимостью, эмоциональностью и др.. Существует представление о том, что творчество (творческий подход) есть характеристика особого, качественно определенного стиля деятельности, специфического способа решения личностью жизненных задач, позволяющего раскрыть ее сущность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЖ. ГИЛФОРДА 5
МЕТОДИКА Е. ТОРРЕНСА 8
ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ 9
ФИГУРНЫЙ ТЕСТ 9
БАТАРЕЯ НА СЛОВЕСНО-ЗВУКОВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 10
КОНЦЕПЦИЯ М. ВОЛЛАХА И Н. КОГАНА 12
КОНЦЕПЦИЯ С. МЕДНИКА 14
ТЕОРИЯ Р. СТЕРНБЕРГА 16
ПОДХОД В.Н. ДРУЖИНИНА И Н.В. ХАЗРАТОВОЙ 18
МЕТОД Д.Б. БОГОЯВЛЕНСКОЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая Шуйской Методика изучения креативности 2009.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Время выполнения каждого субтеста ограничено. Тест является групповым и имеет  две параллельные формы А и  Б. Основными показателями по тесту  являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки.

Фигурный  тест

     Также появился в 1966 г. Он предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

     Субтест 1 «Нарисуйте картинку» требует от испытуемых наклеить на лист бумаги фигуру неправильной формы, вырезанную из цветной бумаги, и на ее основе нарисовать любую оригинальную картинку.

       В субтесте 2 «Закончи рисунок»  следует на основе незаконченных  фигурок, изображенных в тестовой  тетради, нарисовать необычные сюжетные картинки или предметы.

       В субтесте 3 нужно нарисовать  как можно больше предметов  на основе параллельных линий  или кругов.

       Время выполнения каждого субтеста  ограничено 10 мин. (анализ ответов  проводится по критериям беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки).

Батарея на словесно-звуковое творческое мышление

     Состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи. Первый тест «Звуки и образы» использует в качестве объекта для узнавания звуки, второй «Звукоподражание и образы» использует звукоподражательные слова, то есть слова, имитирующие естественные звуки (например, напоминающие скрип или треск). Первый тест состоит из четырех звуковых последовательностей, предъявляемых три раза, второй — из девяти слов, предъявляемых четыре раза. В обоих тестах после прослушивания звуковой записи испытуемый должен написать, на что он считает похожим каждый звук. Ответы оцениваются только по показателю оригинальности. В нашей стране эта батарея не использовалась.

     Надежность  тестов Торренса (по данным автора) очень  велика: от 0,7 до 0,9. В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены  для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

     Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов.

       Если рассмотреть характеристику  основных параметров креативности, предложенных Торренсом, то легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключении с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. Оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен.

     В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная  корреляция уровня IQ и уровня, креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

     На  первый взгляд эти результаты соответствуют  гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну). 
 

     Еще один, наиболее поздний по времени  создания тест креативности (для дошкольников), проявляемой в действии и движении, был разработан Е. Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку  возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Регистрируются те же 4 показателя креативности, что и в других тестах Е. Торренса.

     Несмотря  на стремление противопоставить творческое мышление репродуктивному, на практике тесты креативности строились по тем же принципам, что и тесты интеллекта, т. е. были скоростными методиками с жестко заданным содержанием. Основной их недостаток — неучет мотивации и других личностных характеристик индивидов, являющихся существенными аспектами творческих способностей.

     Концепция М. Воллаха и Н. Когана

     М. Воллах и Н. Коган считают, что  перенесение Гилфордом, Торренсом  и их последователями тестовых моделей  измерения интеллекта на измерение  креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на «шумы», создаваемые специфичной экспериментальной процедурой). Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точность. По мнению М.Воллаха и Н.Когана для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

     Подход  Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность учащихся 11-12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности. Дети, принадлежащие к разным группам, отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем. 

         Интеллект
         высокий низкий
     Творческие способности      низкие Вера в свои возможности Хороший самоконтроль Хорошая социальная интеграция Высокая  способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому Постоянный  конфликт между собственными представлениями  о мире и школьными требованиями Недостаточная вера в себя Боязнь оценки со стороны окружающих
     высокие Энергия направлена на достижение успеха в учебе Неудачи воспринимаются как катастрофа

Боязнь  риска и высказывания собственного мнения

Пониженная  общительность 

Боязнь  самооценки

Хорошая (по крайней  мере, по внешним признакам) адаптация  и удовлетворенность жизнью

Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью

 

     Креативность  и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. В исследовании Е. Л. Григоренко была выявлена взаимодополнительность этих способностей при решении познавательных задач.

     Григоренко  использовала в своем исследовании тесты Векслера и Амтхауэра, тест Торренса и ряд тестов на определение  когнитивных стилей. В качестве испытуемых выступали школьники 9-10 классов. Оказалось, что число гипотез, выдвигаемых при решении мыслительных задач, коррелирует с креативностью по Торренсу. Причем оригинальность гипотез до начала решения задачи имела более высокую корреляцию с креативностью по Торренсу.

     Отсюда  следует вывод, что на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних — конвергентное мышление

     Концепция С. Медника

     Несколько иная концепция лежит в основе разработанного Медником теста RAT (тест отдаленных ассоциаций).

       По его теории процесс дивергентного  мышления идет следующим образом:  есть проблема, и мыслительный  поиск следует как бы в разных  направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы. Дивергентное мышление — это как бы боковое, периферическое мышление, мышление «около проблемы».

     Конвергентное мышление увязывает все элементы семантического пространства, относящиеся к проблеме, воедино, находит единственно верную композицию этих элементов.

     Медник  полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным.

     Творческое  решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по Меднику, не в особенности  операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций.

     В соответствии с этой моделью в  тесте отдаленных ассоциаций испытуемому предлагают слова из максимально удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен предложить слово, увязанное по смыслу со всеми тремя словами. Причем тест строится так, чтобы каждые три слова-стимула имели слово-стереотип, сочетающееся с ними. Соответственно оригинальность ответа будет определяться отклонением от стереотипа. Исходные слова могут быть трансформированы грамматически, можно использовать предлоги.

     В рамках эксперимента было выявлено что, чем креативнее дети, тем в меньшей  степени влияет на уровень их творческой продуктивности стимуляция инструкцией. Чем выше креативность детей, тем большее влияние оказывает снятие временных и прочих ограничений на продуктивность и тем меньше инструкция, стимулирующая мотивацию творчества, сказывается на оригинальности результатов. Следовательно, у детей с высоким уровнем креативности мотивация творчества стала «внутренней» мотивацией, актуализация которой не зависит от воздействия другого субъекта (в данном случае — экспериментатора).

     В исследовании Галкиной и Хуснутдиновой  была выявлена взаимосвязь уровня интеллекта и креативности, подтверждающая теорию интеллектуального порога Торренса: проявление высокого уровня креативности возможно только при высоком уровне способности «действовать в уме». При этом у низкокреативных испытуемых наблюдалась связь уровня креативности и школьной успеваемости.

     Но  навязанность задания, тестовая ситуация, активизация включения конвергентного мышления превращают тест RAT в аналог тестов интеллекта (несмотря на исключение временного фактора).

     Оригинальный  ответ может интерпретироваться испытуемым как «правильный», и поэтому инструкция с установкой на оригинальность активизирует интеллект, а не креативность. С учетом этого становится понятным слабое влияние установки давать оригинальный ответ на «креативов».

     Тест PMK является наиболее адаптированным к нашим условиям тестом креативности. В последующих обследованиях наиболее информативными оказались индексы оригинальности и уникальности ответа.

     Однако  к тесту RAT сохраняются те же претензии, что и к тестам Торренса: ситуация тестирования задана извне, нет свободы выбора материала, а главное — вызывает сомнение сам подход к оценке креативности через оценку оригинальности и уникальности продукции.

     Теория  Р. Стернберга

     Одной из последних по времени возникновения  концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». «Покупать по низкой цене» — значит заниматься неизвестными, непризнанными или малопопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлениям среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее.

Информация о работе Методы изучения креативности