Методы исследования в психопатологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:02, реферат

Описание работы

Методы исследования в любой клинической дисциплине определяют эффективность диагностики заболеваний. От того, насколько совершенно разработаны методы исследования и насколько адекватно они применяются врачом, зависит успех диагностики каждого конкретного случая заболевания и эффективность лечения больного.
В отличие от методов исследования соматически больных обследование пациентов с душевным заболеванием имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, в силу специфики психической патологии, врач-психиатр в своем клиническом анализе болезни делает акцент не столько на внешних материальных патологических феноменах, сколько на то, какие внутренние идеальные субъективные переживания пациента они отражают.
Во-вторых, в ходе психиатрического обследования всегда следует учитывать значительное влияние на его проведение внешних средовых факторов (времени и места, интерьера, присутствие других лиц и пр.).
В-третьих, сама личность врача, его знания и опыт, профессиональные установки привносят особенности в тактику обследования и могут влиять на его конечные итоги.

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИСПЫТУЕМОГО
II. ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
V. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
VI. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Методы исследования в психопатологии_финальная редакция.docx

— 93.14 Кб (Скачать)
  1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

     Проведение  патопсихологического обследования ребенка  отличается тем, что позиция экспериментатора не бывает беспристрастной, как обычно при работе со взрослыми. При исследовании следует стремиться к установлению эмоционально насыщенного контакта, созданию у ребенка заинтересованности в том, чтобы исследование продолжалось дальше, повторялось в процессе лечения.

     Патопсихологическое исследование у детей младшего дошкольного  возраста носит чаще всего игровой характер. Для исследования ребенку предоставляется возможность выбора одного из нескольких наборов игрушек, предназначенных для тематической игры. Протоколируется выбор игрушек, правильность их использования, организация и ход игры, наличие сюжета, вхождение в роль, фантазирование, речевое сопровождение, длительность игры, причина окончания.

     Выделяются  различные по сложности виды игровых  действий:

     адекватные  манипуляции-действия с полифункциональными предметами для исследования их физических свойств; 

     неадекватные  манипуляции - действия со специализированными игрушками без учета их функциональных свойств;

     предметные  действия, учитывающие функциональные свойства игрушек;

     замещающие  действия, содержащие перенос функциональных свойств одного 
предмета на другой;

     отражение действия в речи без  двигательной реализации.

     При использовании игрового эксперимента могут быть получены ценные данные. К примеру: детям с органическим поражением головного мозга свойственно снижение уровня игр, неспособность к разыгрыванию ролей, детальное воспроизведение отдельных действий с тенденцией к застреванию на отдельных действиях, малое количество замещающих действий, носящих предметный характер, бедность речевого сопровождения.

     Необходимо  изучение возможности участия ребенка  в коллективных играх. Во время проведения игр отмечается отношение к правилам игры, активность, способность выполнять определенную роль, целенаправленность игры, ее длительность, наличие стремления к доминированию или подчиняемость, характер эмоциональных реакций.

     Для выявления характера эмоциональных  реакций на проигрыш была предложена настольная игра с программируемым выигрышем. Последовательность проигрышей 
и выигрышей ребенка задается до начала игры порядком складывания карточек в двух наборах.

     Применение  методики позволяет определить толерантность  к отрицательным эмоциям. Инструкции к экспериментально-психологическим методикам, предлагаемым дошкольникам для исследования внимания, сенсомоторной сферы, способности и осмысливанию сюжета, даются в форме приглашения к игре в кубики (первые 6 заданий методики Кооса), игре фигурками (доски Сегена), картинками (метод комбинирования картин - складывание картинки, разрезанной на 3-4 части, установление последовательности событий, объяснение сюжетных картин).

     У детей 3-6 лет целесообразно начинать исследование с тех методик, которые не требуют словесных ответов на вопросы. Складывание досок Сегена дает информацию об уровне развития наглядно-действенного мышления, о зрительно-пространственной ориентировке, моторике ребенка. При исследовании фиксируются способ выполнения задания-зрительное соотнесение деталей с формой паза или способ "проб и ошибок" (рациональных и нерациональных), Протоколируется оказываемая ребенку дозированная помощь в виде вербальных инструкций и демонстрации частичного или полного складывания фигур. Независимо от объема помощи, потребовавшейся для успешного выполнения задания, ребенок обычно испытывает удовольствие от того, что справился с ним, иногда он по собственной инициативе снова вынимает и заново вставляет вкладки, просит дать ему такое же задание.

     Похвала исследующего способствует преодолению  страха перед неправильным ответом и делает более информативными применяемые в дальнейшем вербальные методики.

     Необходимость игровой ситуации наиболее выражена при обследовании детей младшего дошкольного возраста, а также в начале работы с детьми старших возрастных групп, обнаруживающих признаки психического недоразвития различного генеза.

     Для детей старшего дошкольного  и младшего школьного  возраста ситуация патопсихологического исследования является вариантом одной из наиболее распространенных моделей взаимоотношений ребенок - посторонний взрослый, так как в ней взрослый "экзаменует", а ребенок демонстрирует свои знания, умения и способности. 
Если у ребенка в анамнезе имеются указания на трудности в усвоении программы обучения детского сада или школы, исследование необходимо начинать с доступных для него заданий, так как первая неудача может привести к возникновению привычной негативной эмоциональной реакции на свою несостоятельность и к снижению уровня деятельности в процессе дальнейшего исследования. Напротив, легкость, с которой будут выполнены первые задания, похвала исследующего помогут преодолеть сложившийся в предшествующей учебной деятельности патологический стереотип.

     Приступая к патопсихологическому обследованию подростка, необходимо добиться его доверительного отношения. Ситуация исследования не должна восприниматься подростком как "проверка ума", ситуация экзамена. Подростки, страдающие неврозами, могут расценить патопсихологическое исследование как ненужное, не имеющее отношения к лечению. Чрезмерная легкость заданий позволит подростку заподозрить исследующего в пренебрежительном отношении к его способностям. Поэтому исследование должно начинаться с такого объяснения его целей, которое подростка удовлетворит. Например, можно сказать, что исследование предназначено для выявления переутомления в результате напряженной учебы.

     Если  у обследуемого имеется стойкое  негативное отношение к учебе, исследующий  может выдвинуть в качестве цели исследования определение скорости реакции, сославшись на применение таких же методик при отборе лиц для определенных престижных в глазах подростка профессий (водителя, летчика). Переход к применению личностных опросников целесообразен после установления доброжелательных отношений между подростком и исследующим.

     Наиболее  широко в детской психиатрии применяются  психологические методики для диагностики умственного развития.

     Использование психометрических методик ("Станфордская ревизия шкалы интеллекта Бине - Симона", шкала развития Гезелла, шкала Векслера для детей и др.)

     Использование психометрических методик обязательно  должно дополняться применением методик, позволяющих получить качественные характеристики отдельных психических процессов. При этом необходимо помнить о тесном взаимодействии всех психических процессов - восприятия, памяти, мышления.

     Для исследования зрительного восприятия применяются картинки с изображением 
предметов, сюжетные картинки. При нарушениях восприятия, умственной отсталости узнавание силуэтных, контурных, незавершенных, перечеркнутых или наложенных друг на друга рисунков затруднено. Рассказ по сюжетной картинке, после того как картинка убрана, позволяет судить о наблюдательности.

     Для исследования работоспособности у  дошкольников применяется вариант  методики В. М. Когана, в котором используются 25 карточек с различными по цвету и форме фигурами и доска с 25 клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных пятен и сверху по горизонтали нарисованы 5 форм, в соответствии с имеющимися на карточках.

     Для исследования памяти наиболее часто  применяются методика заучивания 10 слов, исследование памяти на изображение предметов путем узнавания. По данным литературы, здоровые дети при первом предъявлении воспроизводят 4-5 слов, при пятом-8-10 слов.

     Для исследования памяти на изображение  предметов используется набор из 36 картинок; 12 из них пронумерованы на обратной стороне, они представляют собой основной набор.

     Для исследования мышления детей наиболее часто используются методики классификации  предметов, исключения предметов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий, обучающий эксперимент.

     На  результатах, полученных при исследовании по методике классификации, сказывается состояние внимания, работоспособности. Методика классификации позволяет выявить способность к обобщению у детей с недоразвитием речи: такие дети, даже образовывая группы правильно, испытывают затруднения при их назывании. Затруднения при назывании групп встречаются и у здоровых детей. Иногда дети отказываются называть группы, боясь допустить ошибку, что свидетельствует о повышенной тормозимости.

     Исследование  мышления в детской психиатрии часто  применяется для дифференциальной диагностики умственной отсталости и пограничных форм интеллектуальной недостаточности.

     Важным  дифференциально-диагностическим критерием  является обучаемость ребенка. Для выявления "зоны ближайшего развития", по которой можно судить об обучаемости ребенка, патопсихологические методики строятся по принципу "обучающего 
эксперимента". Избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем исследующий 
помогает решить задачу, оказывая ему помощь в виде "уроков".

     Использование патопсихологического исследования в  детской психоневрологической клинике  способствует получению объективной  информации о состоянии психики  ребенка, облегчает понимание развития у него болезненного состояния, помогает врачу найти пути для преодоления имеющихся у ребенка болезненных нарушений. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Методические  приемы экспериментальной патопсихологии применяются в настоящее время  не только в психоневрологической практике. Учет сдвигов в психологическом  состоянии больного, изменения его  работоспособности, его личностных особенностей становится необходимым  и в терапевтических, хирургических  клиниках, а также в области  профессиональной гигиены. Особенно большое  значение приобретают данные экспериментальной  патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы: трудовой, судебной и воинской. В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются положения  Всемирной организации здравоохранения, где оно сформулировано следующим  образом: “...не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального  и психического благополучия”.  

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. — М.: РУДН, 2009. — 306 с. ISBN 978-5-209-03096-6
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 1999.
  3. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. - М., Воронеж, 1998.
  4. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М.: МГУ, 1991.
  5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Академия, 2000.

Информация о работе Методы исследования в психопатологии