Методы исследования в психопатологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:02, реферат

Описание работы

Методы исследования в любой клинической дисциплине определяют эффективность диагностики заболеваний. От того, насколько совершенно разработаны методы исследования и насколько адекватно они применяются врачом, зависит успех диагностики каждого конкретного случая заболевания и эффективность лечения больного.
В отличие от методов исследования соматически больных обследование пациентов с душевным заболеванием имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, в силу специфики психической патологии, врач-психиатр в своем клиническом анализе болезни делает акцент не столько на внешних материальных патологических феноменах, сколько на то, какие внутренние идеальные субъективные переживания пациента они отражают.
Во-вторых, в ходе психиатрического обследования всегда следует учитывать значительное влияние на его проведение внешних средовых факторов (времени и места, интерьера, присутствие других лиц и пр.).
В-третьих, сама личность врача, его знания и опыт, профессиональные установки привносят особенности в тактику обследования и могут влиять на его конечные итоги.

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИСПЫТУЕМОГО
II. ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
V. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
VI. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Методы исследования в психопатологии_финальная редакция.docx

— 93.14 Кб (Скачать)
Славянский  университет Факультет  Психологии
Реферат по  
   по дисциплине

Введению  в психопатологию

Тема: „ Методы исследования в психопатологии ”
 
 
 
 
 

        Исполнитель:

         Полежаева Анна 

        Научный руководитель: 
        Жэгэу. Е. И. 
         
         
         

Кишинэу, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ Ошибка! Закладка не определена. 

ВВЕДЕНИЕ - 3 - 

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - 4 - 

    I. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИСПЫТУЕМОГО - 6 - 

    II. ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ - 13 - 

    III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ - 15 - 

    IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ - 15 - 

    V. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - 19 - 

    VI. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - 21 - 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 25 - 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 26 - 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
---

    Методы  исследования в любой клинической  дисциплине определяют эффективность  диагностики заболеваний. От того, насколько  совершенно разработаны методы исследования и насколько адекватно они  применяются врачом, зависит успех  диагностики каждого конкретного  случая заболевания и эффективность  лечения больного.

    В отличие от методов исследования соматически больных обследование пациентов с душевным заболеванием имеет ряд существенных особенностей.

    Во-первых, в силу специфики психической  патологии, врач-психиатр в своем  клиническом анализе болезни  делает акцент не столько на внешних  материальных патологических феноменах, сколько на то, какие внутренние идеальные субъективные переживания  пациента они отражают.

    Во-вторых, в ходе психиатрического обследования всегда следует учитывать значительное влияние на его проведение внешних  средовых факторов (времени и места, интерьера, присутствие других лиц  и пр.).

    В-третьих, сама личность врача, его знания и  опыт, профессиональные установки привносят  особенности в тактику обследования и могут влиять на его конечные итоги.

    Из  этого следует, что при обследовании психически больного каждый врач-психиатр неизбежно сталкивается с рядом  специфических трудностей, как объективного, так и субъективного характера. Очевидно, что методы исследования в психиатрии должны отвечать следующим  требованиям:

  1. выявлять максимально достоверную информацию о характере психической патологии;
  2. отличаться разносторонностью, позволяющей отразить различные уровни патологического процесса;
  3. быть адекватными для данной ситуации (время, место обследования — кабинет, палата, наличие других пациентов и т. и.);
  4. быть приемлемыми для личности больного и личности врача.

    На  современном этапе развития психиатрии существует целый комплекс научно обоснованных методов исследования психически больных. Их можно разделить на основные, дополнительные и уточняющие. Основной метод в психиатрии — клинико-психопатологический. Дополнительные методы — экспериментально-психологический, а также неврологический, соматический. Уточняющие — электрофизиологический и другие инструментальные методы, лабораторные и нейроморфологические.

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

     Принципы  построения психопатологическом исследования строятся на следующих  основных этапах:

    1. этап “первичной ориентации”;
    2. этап “сбора диагностической информации”;
    3. этап “первичной оценки клинических данных”;
    4. этап “анализа самосознания больного”;
    5. этап “подведения итогов исследования”.

     В целом перечисленные этапы соответствуют  общепринятому порядку психопатологического исследования, известного из монографий и учебных пособий и руководств классиков психиатрии прошлого и  настоящего времени (С. С. Корсаков, П. Б. Ганнушкин, А. В. Снежневский, В. В. Ковалев, Г. В. Морозов и др.). 

Перед проведением исследования необходимо изучение истории болезни:

  1. Для установления психологического контакта.
  2. Для избежания дополнительной психотравмы.
  3. Для выяснения задач психодиагностического исследования.

Организуется  по типу функциональной пробы (функциональная проба заимствована из медицины: исследуемую  функцию нагружают и наблюдают).

2. Обязательное учитывание личностного отношения

При шизофрении больной мог не стремиться к запоминанию. Либо больной агровирует. Мы должны выявить существует ли элемент симуляции.

Разное  состояние, разное отношение к выполняемой  работе.

3. Обязательный качественный анализ результатов исследования.

  • оценка восприятия инструкции (тревожен, постоянно переспрашивает...)
  • исследование организации деятельности на начальном этапе. Как быстро больной переходит от одного задания к другим. Как быстро и эффективно выполняет задания
  • анализ, когда и какие ошибки возникают
  • испытывает трудности с запоминанием и устает к концу
  • испытывает трудности с запоминанием и устает в середине и к концу исследования
  • при атрофических процессах головного мозга
  • при сосудистых заболеваниях головного мозга

4. Анализируем качество ошибок: (например нарушение внимания: замедление внимания, много времени на ориентировку). Анализ критичности больного и использование им помощи.

После качественного - возможен и количественный анализ. Количественный анализ может  показать выраженность нарушения (сколько  слов запомнил), также статистический анализ результатов.

5. Обязательное применение нескольких методик даже при однократном исследовании больного. Т.е. методики частично должны перекрываться, для подтверждения диагноза.

В каждой методике есть несколько аспектов, которые можно выявить.

6. Желательность повторных исследований. На различных этапах лечения состояние больного может меняться. Исследование в динамике необходимо для больных с колебанием работоспособности.

Важно предварительное изучение истории  болезни:

  • для установления психологического контакта
  • избежания дополнительных психотравм
  • для вычленения задач психодиагностического исследования.

Особенность профессионализма: отступить от жесткого плана, должна быть спонтанность, гибкость в исследовании.

Анамнез - история жизни больного. Состояния  со слов больного - субъективный анамнез. Со слов родственников - объективный  анамнез.

Обратить  внимание на психический статус больного: клинико-психопатологическая симптоматика (психиатрическая) и высказывание предположения  о ведущем психопатологическом  синдроме.

Анамнез пишется житейским языком, психический  статус - медицинское заключение - медицинским  языком.

В истории  болезни должны быть данные объективных  исследований. Они очень важны  при органических нарушениях (педиатры, окулисты...).

Важный  этап в патопсихологическом исследовании - беседа.

Выделяется  несколько этапов:

  1. Ознакомительный - выяснение жалоб, причина обращения, уровень критичности, личные особенности. Можно планировать ход обследования, корректировать по ходу. Выработать стратегию.
  2. Сопутствующая беседа: беседа, которая проводится при выполнении заданий. Реакция на выполнение заданий. Для поддержания мотивации. Поддержка при неудачах.
  3. Заключительная беседа. Даются рекомендации. Подводятся итоги. Оценка выполнения заданий. Важно смотреть хочет ли сам испытуемый узнать результаты.
  1. НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИСПЫТУЕМОГО

    1. ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ  ОРИЕНТАЦИИ. Его цель — получить наиболее общие, ориентировочные данные об особенностях психической патологии пациента и определить краткосрочный прогноз о поведении пациента в первые минуты обследования.

    Начинается  этот этап с того момента, как пациент  входит в кабинет психиатра. Посредством  перцепции (анализа и понимания) средств коммуникации, используемых пациентом в самом начале обследования, врач-психиатр должен определить его  цели и намерения, с которыми тот  пришел на прием, и предвидеть ближайшую стратегию поведения пациента. В зависимости от используемых пациентом средств коммуникации, можно выделить 5 стратегий поведения: условно “нормальную”, “защитную”, “безразличную”, “обвинительную”, “агрессивную”.

    При “нормальной” стратегии пациент информирует врача о своем желании вступить в коммуникативный процесс: уверенным стуком в дверь, приветствием с достаточно четкой уверенной тональностью голоса с прямым открытым взглядом в глаза врача, со спокойной доброжелательной мимикой, уверенными со дружественными движениями конечностей, прямой походкой, принятием без колебаний приглашения врача пройти в кабинет, поздороваться за руку, сесть. Садится такой пациент достаточно уверенно, занимая и всю площадь стула, облокотившись на его спинку, занимает обычно положение вполоборота к врачу, представляется ему, ждет его вопросов, а если не дождется, то спустя короткую паузу берет инициативу в начале беседы на себя, сам задает вопросы или начинает сообщать анамнестические сведения. Такое поведение часто бывает у психически здоровых и больных с пограничными психическими расстройствами.

    Пациент с “защитной” стратегией поведения сообщает психиатру о намерении общения с ним робким, тихим стуком в дверь, неоднократным открытием и' закрытием ее, просит о разрешении войти тихим, иногда заикающимся, хриплым голосом с паузами, робкими интонациями, со взглядом, опущенным вниз. Такой пациент входит, несколько пригнувшись, пряча руки, несмотря на приглашение, пытается сесть на стул около двери, стены. Садится чаще всего на краешек стула, подбирает под себя ноги, подсовывает пальцы рук под бедра, смотрит в сторону. После повторного приглашения врача подходит к столу, садится в продольном положении по отношению к врачу, в глаза если и смотрит, то быстро отводит взгляд. От рукопожатия такие пациенты не отказываются, но делают это робко, неловко. Как правило, они сами не берут инициативы в начале беседы на себя, при затянувшийся паузе долго ждут вопросов врача, мельком поглядывая на него, о своих жалобах и анамнестических сведениях рассказывают редко спонтанно, а чаще после “наводящих” целенаправленных вопросов. Подобное поведение встречается у больных с тревожной мнительностью, неуверенностью в себе, ипохондричностью, иногда с тревожно-депрессивной симптоматикой в рамках психических нарушений пограничного уровня.

Информация о работе Методы исследования в психопатологии