Методы исследования в психопатологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:02, реферат

Описание работы

Методы исследования в любой клинической дисциплине определяют эффективность диагностики заболеваний. От того, насколько совершенно разработаны методы исследования и насколько адекватно они применяются врачом, зависит успех диагностики каждого конкретного случая заболевания и эффективность лечения больного.
В отличие от методов исследования соматически больных обследование пациентов с душевным заболеванием имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, в силу специфики психической патологии, врач-психиатр в своем клиническом анализе болезни делает акцент не столько на внешних материальных патологических феноменах, сколько на то, какие внутренние идеальные субъективные переживания пациента они отражают.
Во-вторых, в ходе психиатрического обследования всегда следует учитывать значительное влияние на его проведение внешних средовых факторов (времени и места, интерьера, присутствие других лиц и пр.).
В-третьих, сама личность врача, его знания и опыт, профессиональные установки привносят особенности в тактику обследования и могут влиять на его конечные итоги.

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИСПЫТУЕМОГО
II. ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
V. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
VI. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Методы исследования в психопатологии_финальная редакция.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

     Психологическое тестирование используется в различных  сферах: профориентации, профотборе, психологическом  консультировании, планировании коррекционной  работы и т. д.

     Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

     Профтестирование 

     Тестирование  в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. Различаются две категории тестов:

  • Тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений;
  • Тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.
Виды тестов
  • Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.
  • Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
  • Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
  • Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на:
    • Проективные тесты,
    • личностные опросники и
    • тесты деятельности (ситуационные тесты)
  • Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:
    • конструируемый на учебном материале;
    • предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
  • Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
  • Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
  • Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:
    • адресуются к словесно-логическому мышлению; или
    • направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
    • позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.
Названия  тестов:

Проективные методики:

  • Тест Сонди
  • Тест Роршаха
  • Психология цвета: цветовой тест Люшера, цветоаналитический тест Фрилинга,
  • Психология образа: тест Маркерта «В каком Вы настроении?»
  • Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Опросники:
  • тест Кэттелла (16 PF-опросник),
  • тест Равена,
  • Соционический ДВ-Тест,
  • MMPI,
  • диагностический комплекс 7 (САН, СМОЛ, ММИЛ, СМИЛ, СМИЛ сокр., Кэттелл, Спилбергер),
  • индикатор типов Майерс и Бриггс (MBTI)
  • шкала самооценки (Спилбергер-Ханин),
  • Тест Исследование тревожности Спилбергера,
  • Опросник Шмишека,
  • шкала депрессии,
  • Опросник структуры темперамента Русалова,
  • Уровень субъективного контроля,
  • комплекс программ Келли,
  • интерактивная психодиагностика,
  • репертуарные методики,
  • психогеометрия,
  • методика изучения внутрисемейных отношений
  • NEO PI-R
  • FIRO-B
  • Диагностика межличностных отношений Лири
  • полиграф (детектор лжи)
  • Анализ почерка (графология)
Компьютерная  психодиагностика

     Большая часть современных психодиагностических методик компьютеризирована. Тесты призваны показать узнать состояние человека путем исследования множественных факторов, влияющих на человека из окружающего мира.

Примеры психодиагностических тестов, реализуемых  некоторыми современными компьютерными программами.

  1. Комплексная оценка личностных черт:
    • Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;
    • Опросник CPI.
  2. Оценка личностных черт и психических состояний:
    • Методика диагностики направленности личности Б. Басса;
    • Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
    • Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) EPQ;
    • Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
    • Опросник Спилбергера по оценке личностной тревожности;
    • Опросник Спилбергера по оценке ситуационой тревожности;
    • Шкала депрессии Бека.
  3. Оценка мотивации:
    • Женская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
    • Мужская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
    • Опросник мотивации аффилиации Мехрабиана;
    • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
    • Методика трудовой мотивации И. Кокуриной.
  4. Профориентация и профконсультация:
    • Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова.
  5. Социально-психологическая оценка личности в коллективе:
    • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
    • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (идеальное Я);
    • Метод исследования социально-психологического климата коллектива Парыгина Б. Д.;
    • Модульный социотест Анцупова-Ковалева [4]
    • Методика изучения социально-психологического климата трудового коллектива Михалюка О. С./Шалыто А. Ю.;
    • Методика определения стиля руководства Журавлев-Рубахин;
    • Роли в команде. Вопросник Белбина.

     Современные исследования в области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, открывают новые возможности в области психодиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что при помощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

  1. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

— это  искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической  деятельности человека в ее патологии (поскольку речь идет о патопсихологии). Для такого эксперимента характерно вызывание психических процессов  в строго определенных условиях, учитываемых  исследователем, и возможность изменения  течения этих процессов по заранее  намеченному плану. Долгое время  в клиниках господствовал метод  количественного измерения психических  процессов, который основывался  на принципах функциональной психологии. Экспериментальное исследование психических  процессов сводилось к установлению лишь его количественной характеристики, точнее, к измерению отдельных  психических способностей. Б. В. Зейгарник (1969) приравнивала патопсихологический  эксперимент к широко используемым в соматической медицине функциональным пробам, с помощью которых врачи  обычно определяют состояние функции  того или иного внутреннего органа. Роль специфической “нагрузки” в  патопсихологическом эксперименте принадлежит экспериментальным  заданиям, выполнение которых требует  актуализации умственных операций, обычно используемых человеком в своей  жизнедеятельности. Таким образом, психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией  эксперимента. Наряду с общими чертами, присущими патопсихологическому эксперименту и экспериментально-психологическому исследованию психически здоровых, между  ними имеются и существенные различия. Основное различие обусловлено тем, что патопсихолог обследует пациента, страдающего психическим заболеванием. Это значительно сказывается  на технике проведения эксперимента, его продолжительности, необходимости  учета отношения обследуемого к  ситуации эксперимента. В ряде случаев  экспериментатор в ходе опыта, в  связи с выявляющимися при  этом особенностями поведения больного, вынужден существенно изменять свою тактику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, методики и т. п. Р. Fraisse (1966) в  качестве основного принципа любого психологического эксперимента выделяет необходимость проверки существования  связи между рядами факторов. При  этом фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной, фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной. Р. Fraisse соответственно различает два вида психологического эксперимента: спровоцированный эксперимент  и эксперимент, на который ссылаются. Наиболее часто психологи пользуются спровоцированным экспериментом, который, по мнению Р. Fraisse, является самым классическим. Спровоцированный эксперимент –  эксперимент в котором экспериментатор  воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его  вмешательством результаты. Эксперимент, на который ссылаются – случай, когда изменение независимой  переменной происходит вне какой-либо связи с деятельностью экспериментатора. Типичным примером эксперимента, на который  ссылаются, является наблюдение за проявляющимися нарушениями психической деятельности при повреждении мозга или  психических заболеваниях.

Своеобразие этих случаев заключается в том, что в отличие от обычного, спровоцированного  эксперимента, при них экспериментатор  получает возможность наблюдать  серьезные и нередко необратимые  изменения независимой переменной. Патопсихологический эксперимент  в большинстве случаев — это  одновременно спровоцированный эксперимент  и эксперимент, на который ссылаются.

Наличие в психологическом эксперименте элементов спровоцированного эксперимента и эксперимента, на который ссылаются, объясняет сложную взаимосвязь  множества факторов, которые должен учитывать патопсихолог при обобщении  материалов исследования. С. Я. Рубинштейн (1965) видела три способа видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих либо увеличивающих присущие больному психологические изменения.

  • Первый способ заключается в изменении ситуации, в которую на время опыта помещается больной.
  • Второй, наиболее часто применяемый способ, заключается в специальном варьировании деятельности больного.
  • Третий способ отличается от предыдущих тем, что изменение состояния психических процессов у больного достигается введением определенных фармакологических препаратов.

Это разделение способов воздействия на психическую  деятельность больного в патопсихологическом  эксперименте необходимо учитывать  для соблюдения “чистоты” преследующего  определенные цели опыта. В то же время  в обычно проводимых патопсихологических  исследованиях могут наблюдаться  элементы перечисленных трех способов воздействия на независимую переменную. Так, можно исследовать состояние  внимания у больного в абсолютной тишине либо в обстановке специально воспроизводимых шумов.

Сопоставление результатов снабдит исследующего более полной и разносторонней характеристикой  функции внимания у обследуемого. Исследование памяти по методу заучивания десяти слов можно сочетать с введением  стимулирующих и тормозящих деятельность коры мозга препаратов (брома, кофеина).

Патопсихолог  должен, насколько это возможно, представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и  мотивы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий  и постоянно сопоставлять с ними получаемые при исследовании результаты. При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависимости от цели исследования мотивы, которыми руководствуются исследующий  и исследуемый, далеко не всегда совпадают, особенно при экспертной направленности исследования.

Информация о работе Методы исследования в психопатологии