Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:02, реферат
Методы исследования в любой клинической дисциплине определяют эффективность диагностики заболеваний. От того, насколько совершенно разработаны методы исследования и насколько адекватно они применяются врачом, зависит успех диагностики каждого конкретного случая заболевания и эффективность лечения больного.
В отличие от методов исследования соматически больных обследование пациентов с душевным заболеванием имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, в силу специфики психической патологии, врач-психиатр в своем клиническом анализе болезни делает акцент не столько на внешних материальных патологических феноменах, сколько на то, какие внутренние идеальные субъективные переживания пациента они отражают.
Во-вторых, в ходе психиатрического обследования всегда следует учитывать значительное влияние на его проведение внешних средовых факторов (времени и места, интерьера, присутствие других лиц и пр.).
В-третьих, сама личность врача, его знания и опыт, профессиональные установки привносят особенности в тактику обследования и могут влиять на его конечные итоги.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ИСПЫТУЕМОГО
II. ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
V. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
VI. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выражение
лица пациента несет богатую информацию
для психиатра. Широко раскрытые
глаза, нахмуренные брови, поперечная
складка между ними, сжатые челюсти,
напрягшиеся челюстные и
Следовательно,
практически каждому
Анализ творчества больных. Психически больные часто проявляют склонность к творческому самовыражению, проявляя большую заинтересованность в результатах своего творчества и в его анализе. Таким образом, как считают некоторые психиатры (Л.М.Сухаребский, М.Е. Бурно), больные интуитивно лечат себя, активируя свою творческую активность и заново воссоздавая межличностные связи, нарушенные в связи с болезнью. Творчество больных может проявляться в рисунках, лепке, ремесленнических поделках, создании музыкальных произведений, литературном творчестве, танцах, театральных постановках и пр. При нарушенной вербальной коммуникации с пациентом, трудностях в интеракционных процессах врач-психиатр нередко прибегает к исследованию творчества своих пациентов и через его анализ выявляет основные тенденции в нарушенной психике пациента. Для налаживания всех звеньев общения с пациентом очень важно проводить такой анализ совместно с больным, побуждая его к раскрытию смысла созданного рисунка, стиха, сказки, скульптуры и т. д. Тщательному анализу подвергается как сюжет созданного произведения, так и внешняя форма, повторяемость творчества, динамика его сюжетов и использованных приемов.
Полученная
от больного информация к концу данного
этапа суммируется, что создает
основу для ее дальнейшего анализа
и оценки.
3. ЭТАП “ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ КЛИНИЧЕСКИХ ДАННЫХ”. Задачей этого этапа является первичная диагностическая оценка психического статуса пациента и динамики развития заболевания. Выполнение этой задачи осуществляется врачом-психиатром по следующей схеме:
1. анализ выявленных симптомов
на момент обследования и
2. установление взаимосвязи
3. определение разновидности
Источником диагностической информации являются средства коммуникации, используемые пациентом в общении с врачом и активизируемые приемами присоединения, выслушивания, расспроса, наблюдения, анализом творчества больного.
Анализатор
информации — врач-психиатр, который
через эмпатию, рефлексию и главным
образом процесс моделирования
осуществляет весь процесс оценки диагностической
информации.
4. ЭТАП АНАЛИЗА САМОСОЗНАНИЯ БОЛЬНОГО. Задача этого этапа — изучение степени критической самооценки психически больным отдельных симптомов заболевания и болезни в целом. Самооценка больным своего состояния отражает состояние его самосознания.
Клинико-
1.
Прием “воображаемого
двойника”. Психиатр предлагает пациенту
оценить собственные болезненные ощущения
так, как если бы они наблюдались не у него
самого, а у другого (в зависимости от обстоятельств
это могут быть друг, жена, мать и т. д.).
“Друг с тревогой рассказывает, что с
ним творится что-то неладное...”. Далее
следует описание болезненных переживаний
и нарушенного поведения самого пациента.
Затем больной должен высказать свои соображения
о состоянии “двойника”; какой болезнью
тот страдает — “физической” или “психической”
и дать ему совет. Чаще всего пациенты
сразу же догадываются, что речь идет о
них самих. При этом суждения больных о
состоянии “двойника” и о себе могут
существенно разниться или совпадать.
Данная методика раскрывает способности
пациента формировать “образ Я” путем
создания и переноса на себя образа двойника.
Этот прием выявляет нарушения как эмоционального,
так и когнитивного познания себя.
2.
Прием “обобщенного
двойника”. Проводится с использованием
анонимных выписок из историй болезней
пациентов или клинических примеров монографий.
Больной после их прочтения должен дать
сравнительный анализ своих и предложенных
“чужих” болезненных симптомов и оценить
их на предмет патологии и оценки, о каком
заболевании идет речь — “физическом”
или “психическом”. Такой прием требует
от больного большой способности к абстрагированию,
совершению сложной цепи логических операций
и отражает работу когнитивного (рационального)
компонента самосознания.
5. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ — это постановка синдромального и нозологического диагноза, выработка системы медицинской и социальной реабилитаци , включая лечение, вторичную и третичную профилактику.
Параклинические
методики (патопсихологическое, инструментальное,
лабораторное обследование) в психиатрии
применяются, как вспомогательные. Используются
следующие инструментальные методики:
компьютерная томография, ядерномагнитнорезонансное
исследование мозга, электроэнцефалографическое
исследование для диагностики и дифференциальной
диагностики психических расстройств
органического генеза. Например, для исключения
объемных образований головного мозга,
врожденных дефектов мозговой ткани, атрофических
процессов в мозгу. Для исключения соматического
генеза психических расстройств используется
лабораторная диагностика. В психиатрической
клинике проводятся лабораторные анализы
крови, мочи, спиномозговой жидкости. Так,
например, для исключения ревматического
генеза психоза проводятся ревмопробы
(сиаловая, С-реактивный белок), исследование
белковых фракций плазмы и т.п. Экспериментально-
В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованием психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, их внутреннее состояние и взаимоотношения с окружающим миром.
Кроме психодиагностических методик в психиатрии широко используются психометрические методы, позволяющие количественно оценивать различные психопатологические состояния, такие как тревога, депрессия, деменция и пр.
Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой эффекты, которые можно условно назвать количественными и качественными.
Первый
тип количественных эффектов связан
главным образом с
Качественные
эффекты можно разделить на две
категории. Первую категорию составляют
эффекты, обеспечиваемые возможностями
современных компьютеров
В психиатрии компьютерные диагностические программы базируются на использовании либо логического дерева решения, либо статистических моделей.
Программа,
основанная на дереве решения, оценивает
ряд положительных, либо отрицательных
ответов, и, таким образом, сводит полученную
информацию к диагнозу. Каким-то образом
это напоминает дифференциально-
При альтернативном
статистическом подходе накапливается
соответствующая информация по выборочной
совокупности пациентов, диагнозы которых
уже известны, а затем система
классификации формируется
В настоящее
время большие возможности для
компьютерной диагностики открывает
применение в клинической практике
современных классификаций
- проводится
с применением специальных диагностических
процедур. Данное обследование позволяет
получить оценку функционального состояния
организма, а также комплексную оценку
психологического и психофизиологического
состояния здоровья.
Программа психофизиологического обследования:
В
ходе обследования применяются профессиональные
психодиагностические методики, в том
числе проективные, которые позволяют
получить достоверные результаты. Также
используется цифровой
анализатор биоритмов Омега-М (Омега-Медицина), который
предназначен для комплексного исследования
функционального состояния организма
человека. По результатам проведенного
обследования пациент получает на руки
развернутое заключение, а также цветную
распечатку с точной информацией в цифровой
форме о функциональном состоянии своего
организма.
Процедура проведения:
1 этап - собственно обследование
2 этап - написание заключения
3 этап - консультация специалиста по результатам обследования.
Основной процедурой психологического обследования является психологическое тестирование (psychological testing) — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».