Методы исследования памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885 г. Г. Эббингаузу, Г. Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит раз¬работка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредствен¬ной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципа¬ции, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения.

Работа содержит 1 файл

методы исследования памяти .doc

— 160.00 Кб (Скачать)

      где Rн — количество ошибок узнавания «новых» стимулов, Nн — число предъявленных «новых» стимулов.

      3.   Частота правильного узнавания Ру. определяется по форме

                                         Мc         Rн

                              Ру. = ------   - -------,

                                        Nc         Nн 
 

      где Мc — количество правильно опознанных «старых» стимулов.

      Этот  показатель может изменяться от 0 при  случайных ответах испытуемого до 1 при совершенно точном узнавании.

      Сравнение результатов, полученных при использовании  метода удержанных членов ряда и метода узнавания на аналогичном стимульном материале, позволяет изучать различия процессов воспроизведения и  узнавания в зависимости от объема и содержания материала.

      При использовании метода тождественных  рядов испытуемый в каждом предъявлении имеет равные шансы получить «старый» или «новый» стимулы. Чтобы изменить шансы правильного выбора наугад, применяется множественный выбор. При этом каждый «старый» стимул предъявляется в группе «новых», и задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из них «старый» стимул. Например, если один «старый» стимул предъявляется в группе с четырьмя «новыми», то шансы правильного выбора наугад составляют 1 из 5. Метод узнавания можно затруднить или облегчить подбором «новых» стимулов, более или менее похожих на «старые».

Методы исследования процесса сохранения

      При исследовании процесса сохранения материала  в памяти используются метод удержанных членов ряда с отсроченным воспроизведением; метод последовательного воспроизведения; метод узнавания материала, заученного ранее; метод сбережения; метод реконструкции ранее заученных рядов; метод заданного эталона.

Метод последовательного воспроизведения

      Этот  метод используется при исследовании качественных изменений в сохранении материала (например, зрительных форм). Испытуемому предъявляют материал, который воспроизводится через различные интервалы времени. Оцениваются изменения, которые претерпевает стимульный материал в процессе его сохранения в памяти. Недостаток метода последовательного воспроизведения в том, что он не позволяет изучать подлинный процесс забывания: материал, воспроизводимый последовательно несколько раз, претерпевает меньше изменений, чем при воспроизведении один раз после значительного интервала Чтобы исключить этот недостаток, используется метод эквивалентных групп. Для различных интервалов между запоминанием и воспроизведением берутся разные группы испытуемых, причем никто из них не воспроизводит материал более одного раза. Однако этот метод имеет другой недостаток: он не позволяет следить за изменениями одного и того же мнемического следа. Таким образом, здесь возникает труднопреодолимое противоречие: мы не можем наблюдать состояние следов памяти, не давая им проявляться; если же мы даем им проявляться в воспроизведении или узнавании, то тем самым усиливаем их или искажаем дальнейшие изменения.

Метод заданного эталона

      Данный  метод используется для изучения конфигурации следа памяти и его изменений в процессе сохранения. В опыте сначала предъявляется стимул-эталон, создающий след памяти, затем — тест-стимулы, характеризующиеся различной близостью к эталону. Задача испытуемого — указать совпадающие со стимулом-эталоном. Установив совокупность сигналов, которые испытуемый по памяти отождествляет с эталоном, можно косвенно воссоздать «конфигурацию» следа памяти. Последняя характеризуется границей, отделяющей тест-стимулы, отождествляемые с эталоном, от стимулов, признаваемых отличными от эталона. Зная характеристику эталона, можно определить, с какой степенью точности он удерживается в памяти. Опыт может повторятся спустя различные интервалы времени после предъявления стимула-эталона, что позволяет проследить изменения, которым подвергается конфигурация следа памяти в процессе сохранения.

      Как показывают данные Е. Н. Соколова (1969), метод  заданного эталона в сочетании с комплексной регистрацией электроэнцефалограммы и электромиограммы позволяет выделить особую форму фиксации сигнала в памяти, наиболее характерная черта которой — ее устойчивость: несмотря на большое число тестирующих стимулов, близких к эталону, заданный эталон не подвергается изменению. Вводя разные по характеру эталоны, можно показать, что след сигнала удерживается в памяти достаточно точно и стабильно.

Метод реконструкции, или воссоздания рядов

      Данный  метод используется для исследования сохранения в памяти не столько самого материала, сколько его расположения в ряду. Испытуемому дают карточки, на которых обозначены элементы ряда, заученного им в определенном порядке, и предлагают расположить карточки в правильном порядке. При оценке результатов определяется коэффициент корреляции в расположении элементов в воспроизведенном и предъявленном для запоминания рядах. Эта величина может колебаться от нуля при случайных ответах до единицы при совершенно точном воспроизведении. Возможно получение отрицательной корреляции.

Метод сбережения

      Пользуясь методом заучивания, устанавливают  количество повторений или время, необходимое для заучивания определенного материала, до критерия его однократного или двукратного безошибочного воспроизведения. Спустя более или менее продолжительное время испытуемому предлагают точно таким же образом вторично заучить тот же материал и снова устанавливают требуемое для этого время или количество повторений. Сбережение оценивается как различие между временем первоначального заучивания и временем доучивания. Коэффициент сбережения определяется путем деления абсолютного сбережения на время первоначального заучивания. Вместо времени может использоваться количество повторений, или число ошибок, или количество подсказок, хотя эти различные способы подсчета сбережения не всегда дают одинаковый коэффициент.

      Строго  говоря, применяя метод сбережения, следует сравнивать время доучивания не с временем первоначального заучивания, а с временем, которое в данный момент необходимо для заучивания эквивалентного задания. Это дифференцирование важно тогда, когда заучивание и доучивание совершаются в разных условиях, а также при больших интервалах между заучиванием и доучиванием. Например, стихотворение, заученное в раннем детстве после 20 повторений, спустя несколько лет потребовало для заучивания 10 повторений. Однако это различие можно отнести за счет сохранения стихотворения в памяти только в том случае, если равноценное стихотворение при заучивании в более поздний период потребует также 20 повторений, так как возможно, что за истекшее время испытуемый овладел навыками заучивания.

      Ни  один из описанных выше методов исследования сохранения нельзя признать вполне удовлетворительным. Так, воспроизведение часто оказывается ненадежным критерием. Материал, который не может быть воспроизведен по памяти, нередко при повторном заучивании быстро и легко усваивается, или же испытуемый легко узнает его при повторном предъявлении. Метод узнавания не дает представления о степени сохранения материала в его первоначальной последовательности. Наконец, результаты, получаемые методом сбережения, характеризуют не только сохранение, но и способность к научению.  

Информация о работе Методы исследования памяти