Методы исследования памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885 г. Г. Эббингаузу, Г. Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит раз¬работка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредствен¬ной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципа¬ции, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения.

Работа содержит 1 файл

методы исследования памяти .doc

— 160.00 Кб (Скачать)

      Метод перекодирования позволил показать, что в кратковременной памяти может осуществляться достаточно сложная система операций преобразования предъявленной информации. 

Методы исследования зрительной памяти

Метод исследования образной памяти (компьютерный вариант)

      Тест  диагностирует уровень развития образной пространственной памяти. Разработан В. Л. Марищуком.

      На  экране дисплея испытуемому на 4 минуты предъявляется таблица, состоящая из 4 секторов, в каждом из которых 9 фигур, у 5 из них закрашено по одному элементу. Задача испытуемого — запомнить закрашенные элементы в каждой фигуре и воспроизвести их на незаполненной таблице, которая предъявляется следом. Тест содержит три задания. Правильность выполнения теста оценивается в баллах с учетом характера допущенных ошибок.

      Регистрируется  количество баллов за каждое задание.

      Баллы присваиваются следующим образом:

      •    Если правильно заштрихованы фигура и ее элемент — 5 баллов.

      •    Если правильно заштрихована фигура, но элемент не тот — 1 балл.

      •    Во всех остальных случаях — 0 баллов.

      •    Таким образом, максимальное количество баллов за одно задание 100. Минимальное — 0.

      Уровень развития образной памяти оценивается  как средняя точность выполнения трех заданий. Точность выполнения каждого задания определяется по сумме полученных баллов.

      Тест  может использоваться для диагностики детей в возрасте от 10 лет и взрослых. Допускает повторное применение. 
 

Метод исследования пространственной зрительной памяти (компьютерный вариант)

      Предназначен  для диагностики уровня развития зрительной оперативной памяти. Тест разработан В. Л. Марищуком.

      На  экране дисплея испытуемому предъявляется  на 30 с таблица, в каждой строке которой  имеются две цифры и одна свободная  клетка. Задача испытуемого — сложить эти две цифры и вычислить разность результата с числом 10, запомнив полученные разности для всех строк таблицы. По истечении 30 с испытуемому предъявляется незаполненная таблица, в которую необходимо вписать соответствующие разности в те клетки, которые были свободны на демонстрационной таблице.

      Регистрируется  количество баллов в каждой пробе в зависимости от характера и места ошибки:

      •    Правильный ответ и в правильной клетке — 3 балла.

      •    Правильный ответ, но не в той клетке — 1 балл.

      •    Неправильный ответ в правильной клетке — 1 балл.

      •    Неправильный ответ в неправильной клетке — 0 баллов. Интегральным показателем уровня развития зрительной оперативной памяти является продуктивность выполнения теста как суммарное количество полученных баллов. В качестве дополнительного параметра рассчитывается среднее время выполнения одного задания.

      Тест  может использоваться для диагностики  детей в возрасте от 10 лет и  взрослых. Допускает многократное применение.

Методика измерения объема зрительной кратковременной памяти (компьютерный вариант)

      Методика  разработана М. Б. Зыковым. В качестве стимульного материала используются изображения матриц 4x4, их называют «карты». Восемь клеток матрицы имеют темный цвет, другие восемь — светлый. Всего в наборе имеется 50 различных карт, разбитых на 5 классов сложности. В ходе эксперимента испытуемому на экране дисплея предъявляется тестовая карта с инструкцией запомнить взаимное расположение в ней темных и светлых элементов. После того как испытуемый сообщает, что запомнил тестовую карту, на экране предъявляется «чистая» карта, которую испытуемый должен заполнить по памяти, идентично предъявлявшейся накануне тестовой карте. В общей сложности испытуемому предъявляется 15 карт, по три из каждой группы сложности. По результатам эксперимента фиксируются следующие показатели: время выполнения задания, количество правильно решенных заданий, количество набранных баллов. Кроме того, определяется коэффициент успешности, учитывающий общее количество баллов и время, затраченное испытуемым на выполнение задания.

Кусп. = (Sбаллов / Тобщее) х 100% 

      Методы исследования сохранения материала

        в кратковременной памяти

      Вопрос  о длительности хранения следов в  кратковременной памяти решается экспериментальным путем с помощью различных методов: кратковременная задержка воспроизведения — испытуемый должен предварить воспроизведение ряда цифр цифрой «нуль»; отсрочка воспроизведения — изменяется либо скорость предъявления материала, либо скорость его воспроизведения, либо и то и другое и т п. Предполагается, что длительность хранения следов в кратковременной памяти колеблется в пределах от нескольких секунд до 30 с.

      Для исследования сохранения материала  в кратковременной памяти может  использоваться разработанный Дж. Хинриксом метод угадывания, состоящий в следующем. Испытуемому в случайном порядке демонстрируют элементы некоторой хорошо известной совокупности: цифры, буквы и т. п. После каждого предъявления одного элемента он должен угадать, какой элемент будет показан следующим. Испытуемому известно, что каждый элемент совокупности будет показан в опыте лишь один раз. Основное правило в ходе эксперимента — не называть стимулов, которые уже были предъявлены. Испытуемый работает в автотемпе: хотя от него требуется быстрый ответ, следующий стимул показывают лишь после того, как он выскажет догадку. Стратегия угадывания не должна нарушать двух требований:

      1)  нельзя называть один и тот  же стимул подряд до тех  пор, пока он не будет предъявлен;

      2)  нельзя называть поочередно один  из двух выбранных стимулов, пока один из них не будет предъявлен. Испытуемому разрешается называть один и тот же стимул несколько раз подряд, если он чувствует, что тот «должен появиться», не используя, однако, такой метод в качестве основной стратегии.

      Когда кратковременная память испытуемого отказывает, он начинает ошибочно называть элементы, которые фактически уже были предъявлены. Число таких ошибок служит основной количественной характеристикой кратковременной памяти.

      В ряде исследований делаются попытки  выяснить причины забывания в кратковременной памяти экспериментальным путем. С этой целью изучается тормозящее влияние на результаты воспроизведения какой-либо побочной деятельности, предшествующей запоминанию (проактивное торможение) или промежуточной между запоминанием и воспроизведением (ретроактивное торможение); исследуется явление интерференции — смешения мнемических следов заученного материала и сходного с ним промежуточного между заучиванием и воспроизведением материала; изучается, какая промежуточная деятельность (гетерогенная или гомогенная с основной) оказывает наибольшее тормозящее влияние на результаты основной деятельности.

2. Методы исследования процессов памяти

      Эти методы можно разделить на три  подгруппы:

      1)  методы исследования процессов  запоминания;

      2)  методы исследования процессов  воспроизведения и узнавания;

      3)  методы исследования процессов  сохранения.

Методы исследования процессов запоминания

      Для исследования процесса запоминания  используют классические методы: метод  удержанных членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов и метод антиципации.

 

Метод удержанных членов ряда

      Этот  метод был предложен Г. Эббингаузом. Как и классический метод измерения  объема кратковременной памяти, он предполагает, что ряд стимулов: слоги, слова, числа, фигуры — предъявляется испытуемому зрительно или на слух. В зависимости от целей исследования ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда испытуемому предлагают сразу либо через определенный промежуток времени устно или письменно воспроизвести все, что он запомнил. Число правильно воспроизведенных элементов отражает степень запоминания материала.

      В отличие от метода измерения объема кратковременной памяти при методе удержанных членов ряда количество предъявляемых  для запоминания стимулов должно превышать объем кратковременной памяти. Обычно предъявляют 12 стимулов, исходя из того, что это число не настолько мало, чтобы не выявить индивидуальных различий, но и не настолько велико, чтобы вызвать затруднения в его восприятии.

      Метод удержанных членов ряда может использоваться в различных модификациях. Так, экспериментальный ряд может предъявляться последовательно или целиком. Кроме того, испытуемому может быть дана инструкция на запоминание элементов ряда в заданной или в любой последовательности.

      Метод удержанных членов ряда может применяться  для определения зависимости продуктивности запоминания от содержания материала, способов его предъявления и т. п. Однако этого метода часто недостаточно для определения полного объема сохраненного в памяти материала, так как он дает скорее воспроизведенные, нежели сохраненные элементы.

Метод заучивания

      Испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) до критерия их безошибочного одно- или двукратного воспроизведения в любом порядке.

      С этой целью ряд стимулов предъявляют  несколько раз. После каждого  предъявления ряда испытуемый пытается его воспроизвести. КоличесАо повторений, которое потребуется для первого безошибочного воспроизведения эсех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график заучивания. Предлагая испытуемому повторно воспроизвести заученный материал спустя различные промежутки времени после заучивания, можно построить график забывания. Метод заучивания, таким образом, позволяет прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания. Наконец, этот метод позволяет выявить влияние проективного и ретроактивного торможения на процесс запоминания значительного по объему материала. С этой целью фиксируются элементы ряда, правильно воспроизведенные после каждого предъявления, и строится график частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления.

Метод уравнивания в заучивании Р. Вурдвортса

      Он  состоит в уравнивании для  всех испытуемых числа правильных воспроизведений, получаемых во время заучивания. Каждое предъявление стимульного ряда сопровождается воспроизведением удержанных элементов. Однако как только какой-либо элемент воспроизводится правильно, экспериментатор исключает его из ряда. Таким образом, следующее предъявление включает лишь те элементы, которые еще не были правильно воспроизведены. Эксперимент продолжается до тех пор, пока один раз не будут правильно воспроизведены все элементы ряда.

Метод удачных ответов, или парных ассоциаций

      Этот  метод был разработан Г. Мюллером и А. Пильцеккером. Экспериментальный  материал — ряды из пар стимулов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) — предъявляется последовательно, пара за парой, между которыми соблюдается определенная пауза. Пары стимулов читаются экспериментатором или испытуемым в трохаическом размере, т. е. с ударением на первом элементе пары. Весь ряд предъявляется один или несколько раз. Однако нужно иметь в виду, что число предъявлений не должно обеспечивать 100% правильных ответов. Далее, после предъявления всего материала, испытуемому предъявляют зрительно или на слух только первые элементы каждой пары, а он должен воспроизвести устно или письменно вторые элементы пар. При этом порядок следования пар изменяют, чтобы преодолеть влияние положения отдельных пар в ряду. Количество правильно воспроизведенных вторых элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций.

      С помощью метода парных ассоциаций изучается  влияние на процесс запоминания различных по содержанию связей между опорными элементами (первыми элементами пар) и элементами-объектами (вторыми элементами пар). Анализ словесных отчётов позволяет устанавливать характер ассоциаций, к которым прибегают испытуемые для запоминания элементов-объектов.

Метод антиципации, или предвосхищающего

воспроизведения ряда

      Испытуемым  в определенном темпе зрительно  или на слух предъявляют ряд стимулов (слогов, слов, чисел и т. п.) с инструкцией запомнить весь ряд таким образом, чтобы отдельный элемент вызывал у них представление о следующем за ним. Интервалы между последовательно предъявляемым элементами составляют 2—3 с. Начиная со второго повторения ряда, испытуемый при предъявлении отдельного элемента пытается каждый раз назвать следующий за ним стимул, и весь опыт повторяется до тех пор, пока ему не удается один или два раза безошибочно назвать все элементы ряда. Если испытуемый затрудняется, ему быстро оказывают помощь, если ошибается, его поправляют.

Информация о работе Методы исследования памяти