Методы исследования памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885 г. Г. Эббингаузу, Г. Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит раз¬работка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредствен¬ной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципа¬ции, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения.

Работа содержит 1 файл

методы исследования памяти .doc

— 160.00 Кб (Скачать)

      В методе антиципации каждый предъявленный  элемент ряда служит сигналом для  следующего за ним стимула и, кроме  того, — для подтверждения или  исправления реакции предвосхищения испытуемого. Исключение в этом отношении представляют первый и последний элементы ряда: для первого нет сигнала, последний же сам не является сигналом. Для того чтобы в опыте была возможна антиципация и первого элемента, ряд начинают с не идущего в счет дополнительного стимула, назначение которого в том, чтобы напомнить испытуемому первый элемент ряда.

      Поскольку испытуемый называет вслух каждый элемент, который, по его мнению, должен сейчас появиться, экспериментатор может зарегистрировать точный характер ответных реакций и получить данные не только о ходе запоминания, но и о характере допущенных ошибок.

      В методе антиципации могут использоваться следующие критерии:

      1)  количество повторений или время,  необходимое для безошибочной  антиципации всех элементов ряда;

      2)  количество правильных антиципации при отдельных повторениях;

      3) количество и характер ошибочных антиципации при отдельных повторениях; они используются для изучения частичного воспроизведения, тенденции к перестановке элементов ряда, вторжения элементов из других рядов и т. п.;

      4)  построение графика заучивания  для всего ряда;

      5)  построение графика зависимости  продуктивности запоминания от  расположения элементов в ряду;

      6)  при использовании дополнительной  аппаратуры регистрируется латентный  период сенсоречевой реакции испытуемого, который может быть показателем прочности мнемических следов.

Метод обучения путем проб и ошибок

      Опыты проводятся на лабиринте, который испытуемый не должен предварительно видеть. В первой части опыта, надев на испытуемого черные очки, его усаживают перед лабиринтом и разъясняют, что он должен с помощью указки быстро найти правильный путь, делая при этом как можно меньше ошибок (ошибками считаются захождения в тупики). Отмечается время каждой попытки и номера тупиков, в которые заходил испытуемый. После каждой попытки ему предлагают изобразить на листе бумаги путь, который он прошел. Обучение считается законченным, если участник эксперимента три раза подряд проходит лабиринт без ошибок.

      Вторая  часть опыта проводится для изучения влияния ориентации в пространстве на обучение. Испытуемому разъясняют, что он, не снимая черных очков, должен пройти по лабиринту тот же путь, что и раньше, но лабиринт, будет повернут на 90°. Дальнейший ход опыта такой же, как и в первой части. Переучивание продолжается до тех пор, пока испытуемый снова трижды подряд не пройдет путь без ошибок.

      Мысленный лабиринт Персона. Вариант описанного выше метода прохождения через лабиринт заключается в том, что испытуемый проходит через него мысленно. Он должен выучить лабиринт, пользуясь только своей памятью. В начале опыта ему показывают рисунок лабиринта, имеющего 7-8 пронумерованных развилок. Затем предлагают закрыть глаза и представить себе, как пройти этот путь. Ему называют две цифры, соответствующие двум первым путям, и предлагают выбрать номер правильного пути; затем называют цифры, соответствующие двум следующим путям, и снова предлагают выбрать путь и т. д. При каждой пробе подсчитывают количество ошибок. Обучение считается законченным, когда испытуемый трижды подряд пройдет весь путь без ошибок.

      Методы  исследования опосредствованного запоминания. В психологической литературе существует деление запоминания на два вида: непосредственное и опосредствованное. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающегося на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование специальных средств, направленных на то, чтобы лучше запомнить предлагаемый материал. (Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» индивидуальных средств, приемов, которые могут быть выявлены путем опроса испытуемых.)

      Для исследования опосредствованного запоминания  могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приемы, к числу которых относятся метод пиктограмм и Метод двойной стимуляции.

Метод пиктограмм Л. С. Выготского

      Историю возникновения данного метода описывает К. Левитин (1997). В 1924 г. в Институт психологии пришел Л. С. Выготский и сразу, буквально назавтра, «тройка» — Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев и Александр Романович Лурия решили строить новую психологическую науку. Основная проблема — каким путем изучать память, внимание, волю и пр. Их первым исследованием стало изучение мыслительных процессов, которые ведут к придумыванию знаков, орудий, инструментов. Ребенку называли какое-то слово, и он должен был изобразить его на бумаге. Слова специально подбирались так, что задача сильно осложнялась (например, счастье, предательство и пр.). И все-таки дети почти всегда умудрялись создать некий знак. Больше года авторы исследовали пиктограммы у младших и старших школьников, у здоровых и умственно отсталых детей, сравнивали, как они используют знаки. Работа эта, отмечает К. Левитин, так и осталась не только ненапечатанной, но даже и ненаписанной. Но именно с нее, по существу, началось создание новой школу.

      Сущность  метода пиктограмм состоит в том, что испытуемому зрительно или на слух предъявляется ряд слов или фраз и предлагается их запомнить. Для лучшего запоминания разрешается делать на бумаге какие-либо простые зарисовки или ставить условные знаки. Записывать что-либо словами или числами запрещается. При воспроизведении разрешается опираться на свои зарисовки. Таким образом, в качестве вспомогательного средства для запоминания испытуемый использует характерные признаки стимула, доступные для условного изображения.

      Метод пиктограмм широко применяется в современных исследованиях, особенно при изучении возрастных особенностей памяти детей и патологии памяти у взрослых. Так как опосредствованное запоминание тесно связано с воображением и мышлением, то метод пиктограмм часто используется и для исследования особенностей воображения и мышления в детском возрасте и для изучения патологии мышления.

Метод двойной стимуляции

      Метод разработан А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым. Сущность его заключается в том, что испытуемому предъявляют  ряд слов для запоминания и предлагают к каждому подобрать какую-либо картинку, связывая ее по смыслу со словом. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. Серии картинок, используемые как вспомогательное средство для запоминания, могут быть различными по трудности ассоциирования их с экспериментальным материалом.

      Метод двойной стимуляции может применяться  и в другой модификации. При назывании  слов испытуемый не сам подбирает  картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению. Воспроизведение проводится следующим образом: предъявляют по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов в обеих модификациях является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов.

      С целью сравнения результатов  непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения его эффективности при переходе к употреблению специальных мнемических средств.

              Vо –Vн

        К = -----------х 100%,

                 Vн

      где К — коэффициент увеличения эффективности запоминания; Vо — число удержанных членов при опосредствованном запоминании; Vн — число удержанных членов при непосредственном запоминании.

      В исследованиях А., Н. Леонтьева, выполненных  по методу двойной стимуляции, принимали  участие умственно отсталые дети, дети дошкольного возраста, школьники и взрослые. В первой серии эксперимента определялся объем непосредственного запоминания у этих групп испытуемых. С этой целью им предъявляли на слух для запоминания и воспроизведения 15 не связанных между coбой по смыслу слов. Во второй серии определялся объем опосредствованного запоминания, для чего испытуемым предъявляли другой ряд из 15 слов одновременно с картинками — вспомогательным средством для запоминания. Полученные в исследовании данные показали, что у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста введение в процесс запоминания вспомогательного средства в виде картинок не привело к увеличению эффективности запоминания, поскольку эти испытуемые не умеют пользоваться мнемическими средствами для запоминания. У школьников с введением вспомогательных средств эффективность запоминания резко повысилась. Наконец, у взрослых различия в эффективности непосредственного и опосредствованного запоминания снова сглаживаются. Это объясняется тем, что у взрослых испытуемых запоминание и в первой серии было опосредствованным с помощью внутренних средств запоминания. Эти данные позволили А. Н. Леонтьеву построить «параллелограмм развития» — графическое отражение отношений непосредственного и опосредствованного запоминания в процессе их развития.

      Метод двойной стимуляции позволяет учитывать роль активности человека в процессе запоминания и может использоваться как средство своеобразного градуирования опосредствования экспериментального материала по степени трудности образования систем связей.

Методы исследования процессов воспроизведения

и узнавания

Метод удержанных членов ряда

      Для изучения процессов воспроизведения  может использоваться метод удержанных членов ряда. Испытуемому предъявляют ряд стимулов (буквы, цифры, слоги, слова, геометрические фигуры и т. п.) и предлагают его воспроизвести.

      При обработке полученных данных пользуются следующими показателями:

      1.   Частота правильного воспроизведения  Pв определяется по формуле

                                       m

                              Pв = ------

                                        п

      где m — количество правильно воспроизведенных элементов, п — число предъявленных элементов.

      2.   Коэффициент точности воспроизведения  Кв определяется по формуле

                                         l

                              Кв = ------ х100%

                                        m

      где l — количество элементов, воспроизведенных в данной последовательности; m — количество правильно воспроизведенных элементов.

Метод тождественных рядов (или метод узнавания)

      Сущность  метода узнавания состоит в следующем. Испытуемому однократно предъявляют ряд элементов. Далее, во второй части опыта, предъявляют второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых имеются все или несколько элементов первого ряда, и предлагают узнать «старые» стимулы, т. е. элементы первого ряда.

      При обработке полученных данных определяют следующие показатели.

      1. Частота ошибок положительного узнавания (т. е, ошибок типа «пропуск цели») Fn.ц.  определяется по формуле

                                         Rc

                              Fn.ц. = ------ ,

                                        Nc

     где Rc — количество ошибок узнавания «старых» стимулов, Nc — количество предъявленных «старых» стимулов.

      2.   Частота ошибок отрицательного узнавания (т. е. ошибок типа «ложная тревога») Fл.т. определяется по формуле

                                         Rн

                              Fл.т. = ------ ,

                                        Nн

Информация о работе Методы исследования памяти