Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: измерение мотивации достижения и самооценки у военнослужащих.

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между структурными компонентами самооценки и мотивацией достижения.

Для достижения поставленных целей и проверки поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2. Подобрать методики для исследования;

3. Продиагностировать мотивацию достижения у военнослужащих;

4. Продиагностировать самооценку личности у военнослужащих;

5. Составить психологическое заключение по мотивации достижения и самооценки личности на военнослужащих;

6.Выявить взаимосвязь между мотивацией личности и самооценкой военнослужащих;

7. Сообщить обследуемым результаты диагностики;

Работа содержит 1 файл

исследование влияния самооценки на мотивацию достижения.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     25. Если есть сомнения в успехе  какого-либо начинания, то я  скорее не стану рисковать,  чем все-таки приму в нем  активное участие.

     26. Когда я берусь за трудное  дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

     27. Я работаю эффективнее под  чьим-то руководством, чем когда  несу за свою работу личную  ответственность.

     28. Мне больше нравится выполнять  сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.

     29. Я работаю продуктивнее над  заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

     30. Если бы я успешно решил  какую-то задачу, то с большим  удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

     31. Когда нужно соревноваться, у  меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

     32. Пожалуй, я больше мечтаю о  своих планах на будущее, чем  пытаюсь их реально осуществить.

     Текст опросника (форма  Б - женская)

     1. Я больше думаю о получении  хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

     2. Я чаще берусь за трудные  задачи, даже если не уверена,  что смогу их решить, чем за  легкие, которые знаю, как решать.

     3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

     4. Если бы у меня что-то не  выходило, я скорее приложила  бы все силы, чтобы с этим  справиться, чем перешла бы к  тому, что у меня может хорошо получиться.

     5. Я предпочла бы работу, в которой  мои функции четко определены  и зарплата выше средней, работе  со средней зарплатой, в которой  я сама должна определять свою  роль.

     6. Более сильные переживания у  меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

     7. Научно-популярную литературу я  предпочитаю развлекательной литературе.

     8. Я предпочла бы важное трудное  дело, где вероятность неудачи 50%, делу достаточно важному, но нетрудному.

     9. Я скорее выучу развлекательные  игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

     10. Для меня очень важно делать  свою работу как можно лучше , даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

     11. После успешного ответа на  экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

     12. Если бы я собралась играть  в карты, то я скорее сыграла  бы в развлекательную игру, чем  в трудную, требующую размышления.

     13. Я предпочитаю соревнования, где  я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

     14. После неудачи я становлюсь  еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

     15. Неудачи отравляют мою жизнь  больше, чем приносят радость, успехи.

     16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

     17. Я скорее попытаюсь приготовить  новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное проверенное блюдо.

     18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

     19. Я скорее затрачу все свое  время на осуществление одного  дела, чем постараюсь выполнить  быстро за это же время два-три  дела.

     20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

     21. Если бы я жила с несколькими  девушками в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.

     22. Если у меня что-то не выходит,  я лучше обращусь к кому-то  за помощью, чем стану сама  продолжать искать выход.

     23. Когда нужно соревноваться, у  меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

     24. Когда я берусь за трудное  дело, я скорее опасаюсь, что не  справлюсь с ним, чем надеюсь,  что оно получится.

     25. Я работаю эффективнее под  чьим-то руководством, чем тогда,  когда несу за свою работу  личную ответственность.

     26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

     27. Если бы я успешно решила  какую-то задачу, то с большим  удовольствием взялась бы решать  еще раз аналогичную, чем перешла  бы к задаче другого типа.

     28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.

     29. Если при выполнении важного  дела я допускаю ошибку, то  чаще я теряюсь и впадаю  в отчаяние, чем быстро беру  себя в руки и пытаюсь исправить положение.

     30. Пожалуй, я больше мечтаю о  своих планах на будущее, чем  пытаюсь их реально осуществить.

     Обработка результатов (подсчет  суммарного балла)

     Шаг 1. В соответствии с представленными  ниже ключами оценки, данные по каждому из суждений опросника переведите в баллы следующим образом.

     Для определения суммарного балла ответам  испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе соотношения:

     -3         -2         -1         0      +1          +2         +3

     1          2          3         4         5           6           7

     Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «—») приписываются баллы на основе соотношения:

     -3         -2         -1     0   +1  +2  +3

     7          6          5     4     3     2    1

     Ключ  к мужской форме

     +  1, 3, 5, 7, 8,10,13,14,17,19, 21, 24, 28, 31________

     - 2,4,6,9,11,12,15,16,18,20,22,23,25,26,27,29,30,32

     Ключ  к женской форме

     + 1, 2, 4, 7, 8,10,14, 17,19, 21, 23, 26, 28_________

     - 3, 5, 6, 9, И, 12, 13,15, 16,18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30

     Шаг 2. Проведите интерпретацию  результатов10.

            На основе подсчета суммарного балла определите, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемогого.

            Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то  в мотивации достижения успеха у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

     Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую  положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такую деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрения за действия, направленные на достижение поставленной цели11.

     Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам.

     Люди, ориентированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности.2

     Для человека, ориентированного на успех  в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает. Другими словами, люди, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, кроме того, после неудачи они обычно добиваются лучших результатов.

     Если  сумма баллов в пределах от 76 до 164, можно сделать вывод о доминировании  стремления избегать неудачи.

     Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.

     Люди, ориентированные на неудачи, нередко  характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. При преобладании мотивации избегания неудачи выбирают задачи, наиболее легкие и наиболее трудные. Для людей, ориентированных на неудачу, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении падает. Таким образом, люди, ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

     Если  сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

     Баллы всей выборки испытуемых, участвующих  в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % — мотивом избегания неудачи. 
 
 
 

 

     

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

     «Методика исследования самооценки личности» Будасси

     СТИМУЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ

     Слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность,  беспечность,  вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

     ИНСТРУКЦИЯ

     1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

     2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…» 

     3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

     ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

  1. Найти значения d, d 2 , S d 2 ,где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу:

Информация о работе Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих