Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: измерение мотивации достижения и самооценки у военнослужащих.

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между структурными компонентами самооценки и мотивацией достижения.

Для достижения поставленных целей и проверки поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2. Подобрать методики для исследования;

3. Продиагностировать мотивацию достижения у военнослужащих;

4. Продиагностировать самооценку личности у военнослужащих;

5. Составить психологическое заключение по мотивации достижения и самооценки личности на военнослужащих;

6.Выявить взаимосвязь между мотивацией личности и самооценкой военнослужащих;

7. Сообщить обследуемым результаты диагностики;

Работа содержит 1 файл

исследование влияния самооценки на мотивацию достижения.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ВОЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                        Кафедра психологии 

                                                 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

курсанта  4-го курса 4-го факультета

Коваля  Александра Александровича 
 
 

       

Тема: «Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих». 

                                                                         

                                                                                                       Руководитель:   Лаврова Елена Васильевна 
 
 

               Защищена                                                               Оценка                                                         

«     «____________   2009 г.                                  _____________________                           

Москва-2011

                                                                                                                              Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приумножить.

                   К.Д. Ушинский 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

     Темой данной курсовой работы является: «Исследование влияния самооценки на мотивацию достижения военнослужащих». Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

     Я считаю, что данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

     Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна  был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, из этого  интереса возникла сама психология как  наука. Внутренний мир личности, её самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ ”Я”) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций “образа Я” представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

     Исходя  из этого, объектом исследования является самооценка и мотивация достижения военнослужащих, а предметом - взаимосвязь мотивации достижения и структурных элементов самооценки военнослужащих.

     Цель исследования: измерение мотивации достижения и самооценки у военнослужащих.

     Гипотеза: существует ли взаимосвязь между структурными компонентами самооценки и мотивацией достижения.

     Для достижения поставленных целей и  проверки поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

     1. Проанализировать литературные  источники по данным проблемам;

     2. Подобрать методики для исследования;

     3. Продиагностировать мотивацию достижения у военнослужащих;

     4. Продиагностировать самооценку личности у военнослужащих;

     5. Составить психологическое  заключение  по мотивации достижения и  самооценки личности на военнослужащих;

     6.Выявить взаимосвязь между мотивацией личности и самооценкой военнослужащих;

     7. Сообщить обследуемым результаты диагностики;

     Для исследования были применены следующие  методы:

     1. Психологические методы: «Опросник  изменения результатирующей тенденции  мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» С. А. Будасси.

     2. Методы математической обработки: программа «Excel». 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности

     1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач

     Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж. Ньюттену мотивация - «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели».

     Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.

     Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это -- потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:

     1) эффекта или результата поведения;

     2) способа осуществления поведения;

     3)избирательного  внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;

     4) выражения конкретной эмоции  или аффекта;

     5) выражения удовлетворения при  достижении определенного эффекта  или неудовлетворения, если эффект  не достигнут.

     Данные  исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо».

     У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения.      Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.

     Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии „субцелей“ к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов».

     Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать -в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение .

     Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

         1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).

     2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).

     3. Случайное стечение обстоятельств  (внешний, неустойчивый фактор  успеха).

     4. Способности (внутренний, устойчивый  фактор успеха).

     М. Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Информация о работе Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих