Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: измерение мотивации достижения и самооценки у военнослужащих.

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между структурными компонентами самооценки и мотивацией достижения.

Для достижения поставленных целей и проверки поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2. Подобрать методики для исследования;

3. Продиагностировать мотивацию достижения у военнослужащих;

4. Продиагностировать самооценку личности у военнослужащих;

5. Составить психологическое заключение по мотивации достижения и самооценки личности на военнослужащих;

6.Выявить взаимосвязь между мотивацией личности и самооценкой военнослужащих;

7. Сообщить обследуемым результаты диагностики;

Работа содержит 1 файл

исследование влияния самооценки на мотивацию достижения.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Теоретической основой работы явились фундаментальные  труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен, а также труды в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В. и др.

     Для диагностики мотивации достижения и самооценки личности нами были использованы следующие методики: «Опросник измерения  результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» С. А. Будасси.

     Мною было продиагностировано 30 военнослужащих по призыву Отдельной части десантно-воздушных войск г.Крымска Краснодарского края (в возрасте от 18 до 24 лет,средний возраст 21 год).

     В ходе обследования было выявлено, что  у опрошенных мною военнослужащих доминирует мотивация избегания неудач. Люди, мотивированные на избегание неудачи проявляют неуверенность в себе, и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.

     Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

     По  полученным данным можно сказать, что  большинство обследуемых с заниженной самооценкой. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значения неудач.

     Итак, по данным обследования я могу утверждать, что взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой личности существует.

     Таким образом, результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берне  Р. Развитие "Я-концепции и воспитание. - М.,1986.

2. Будасси  С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

3.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения М., 2006                                                                          4. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.

5. Захарова  А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.

6.Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с.

7.Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999

8. Куницына  В.Н. Восприятие подростками других  людей и себя. - Л., 1972.

9. Магомед-Эминов  М.Ш. «Мотивация достижения: структура  и механизмы» автореф. дис., М., 1987.

10.Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979.

11. Немов Р.С. «Психология», т.1, М., 1999

12.Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М., 1999.

13. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179с.

14.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.

15.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.

16. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб.,1999.

17.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс,1997.

18. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.

19. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.

20. Хорни К. Самосознание. -М., 1996.С 65.

21.Horney K. Feminine psychology. New York: Norton, 1967

22.Murray H.A. Explorations in personality New York; Oxford Press, 1938 
 
 
 
 
 

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

     Тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (модификация М. Ш. Могамед-Эминова)

     Опросник  построен на основе теории мотивации  достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху ms и избегания неудачи МAF   в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости — независимости в межличностных отношениях и др.

     При конструировании теста был использован  метод факторного анализа. Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу Ms — MAF, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли

     Ms над MAF или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Ms > MAF), а низкие  - на тенденцию избегания (Ms< МAF).

     ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

     Тест-опросник, имеет мужскую (форма А) и женскую (форма Б) формы.

     Мотивирование испытуемых

     Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее егo жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

     Инструктирование  испытуемых

     «Вам  предлагается тест, который состоит  из ряда утверждений, касающихся отдельных  сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных  ситуаций. Чтобы оценить степень  Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

     +3 — полностью соглабжсен;

     +2 — согласен;

     +1 — скорее согласен, чем не согласен;

     О — нейтрален;

     —1 — скорее не согласен, чем согласен;

     —2 — не согласен;

     —3 — полностью не согласен.

     Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на листе ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову».

     Вы  должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

     Текст опросника (форма  А - мужская)

     1.Я  больше думаю о получении хорошей  оценки, чем опасаюсь получения плохой.

     2. Если бы я должен был выполнить  сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку

     3. Я чаще берусь за трудные  задачи, даже если не уверен, что  смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу

     4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

     5. Если бы у меня что-то не  выходило, я скорее приложил бы  все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что  у меня может хорошо получиться.

     6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.

     7. Я трачу больше времени на  чтение специальной, а не художественной  литературы.

     8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

     9. Я скорее выучу развлекательные  игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

     10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

     11. Если бы я собрался играть  в карты, то скорее сыграл  бы в развлекательную игру, чем  в трудную, требующую размышлений.

     12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

     13. В свободное от работы время  я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.

     14. Я скорее предпочту сделать  какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

     15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата  будет 100 долларов и может остаться  в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 долларам и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет, я буду получать более 180 долларов.

     16. Я скорее стал бы играть  в команде, чем соревноваться  один на один.

     17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

     18. На экзамене я предпочел бы  конкретные вопросы по пройденному  материалу вопросам, требующим для  ответа высказывания своего мнения.

     19. Я скорее выбрал бы дело, в  котором имеется некоторая вероятность  неудачи, но есть и возможность  достигнуть большего, чем такое,  в котором мое положение не  ухудшится, но и существенно не улучшится.

     20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

     21. Если бы я мог вернуться  к одному из двух незавершенных  дел, то я скорее вернулся  бы к трудному, чем к легкому.

     22. При выполнении контрольного  задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

     23. Если у меня что-то не выходит,  я лучше обращусь к кому-либо  за помощью, чем стану сам  продолжать искать выход.

     24. После неудачи я скорее становлюсь  еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

Информация о работе Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих