Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: измерение мотивации достижения и самооценки у военнослужащих.

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между структурными компонентами самооценки и мотивацией достижения.

Для достижения поставленных целей и проверки поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2. Подобрать методики для исследования;

3. Продиагностировать мотивацию достижения у военнослужащих;

4. Продиагностировать самооценку личности у военнослужащих;

5. Составить психологическое заключение по мотивации достижения и самооценки личности на военнослужащих;

6.Выявить взаимосвязь между мотивацией личности и самооценкой военнослужащих;

7. Сообщить обследуемым результаты диагностики;

Работа содержит 1 файл

исследование влияния самооценки на мотивацию достижения.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, самооценка как важнейший  компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым  условием гармонических отношении  человека как с самим собой, так  и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Исследование на выявление влияния самооценки на мотивацию достижения

     2.1 Организация психологического  обследования

     Исследование  мотивации достижения и самооценки личности проводилось на военнослужащих по призыву в Отдельной части десантно-воздушных войск г.Крымска Краснодарского края.

     Обследование  проводилось с 12 по 13 февраля 2010 года.

     Объем обследуемой выборки составляет 30 человек (от 18 до 24 лет; средний возраст – 21 год) из них 30 мужского пола.

     Для определения объёма выборки ориентировались  на условие, согласно которому объём обследуемой выборки не должен быть меньше 30 человек.

     2.2 Характеристика применяемых методик

     Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны  следующие методики: «Опросник изменения  результатирующей тенденции мотивации  достижения» А. Мехрабиана и «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси.

     «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации  достижения» А. Мехрабиана.

     Опросник  построен на основе теории мотивации  достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху (Ms) и избегания неудачи (Мдр) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

     Методика  А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу Ms - MAF, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Ms над Мдр или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Ms > Мдр), а низкие показатели- на тенденцию избегания (Ms < Мдр).

     Тест  мотивации достижения предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

     Тест  представляет собой опросник, имеющий  две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

     В научной  работе приводится текст опросника, алгоритм обработки данных, краткая инструкция по их интерпретации (См. приложение 1).

     «Методика исследования самооценки личности» Будасси

     Методика  С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

     Предлагается  список из 43 слов, обозначающих свойства личности (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм), из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал»). Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

     Цель  обработки результатов - определение  связи между ранговыми  оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.

     Коэффициент ранговой корреляции г может находиться в интервале от - 1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее - 0,37 и не более + 0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.

     Значение  коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1 - свидетельство наличия значимой положительой связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от + 0,39 до + 0,89, как тенденция к завышению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от - 0,38 до - 1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к - 1, тем больше степень несоответствия.

     В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным  и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

     Однако  независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

     Адекватность  самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

     В курсовой работе приводится текст опросника (См. приложение2).

     2.3. Описание процедуры  исследования

     Исследование  проводилось проводилось с 12 по 13 февраля 2010 года. Оно проводилось  в основном с 12:40 до 13:00, время заполнения опросников занимало в среднем 20 минут. Условия обследования не были специально подготовленными, т.е. участникам исследования иногда мешал шум, т.к. во время диагностики не было абсолютной тишины.

     Процедура обследования заключалась в том, что участнику исследования выдавался опросник, состоящий из 32 вопросов для юношей , бланк для ответов (см. приложение 1) и список из 43 слов, обозначающих свойства личности (см. приложение 2).

     Мною была проведена мотивировка и инструктаж участника исследования:

     1.Не  тратьте много времени на обдумывание  ответов, давайте тот ответ,  который первым приходит на  ум.

     2. Давайте ответ на каждый вопрос  в той последовательности, в которой  они расположены, не пропускайте ни одного вопроса.

     3. Отвечайте как можно более искренне, здесь не может быть ответов «правильных» и «неправильных», не старайтесь провести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

     4. Было дано обещание дать обратную  связь после обработки экспериментальных  данных.

     Во  время диагностики наблюдались  различные реакции участников исследования: некоторые отказывались заполнять  опросник, мотивируя это тем, что 32 вопроса - это слишком много, выбирать и ранжировать качества - это слишком  скучно и им не хочется тратить свое время. Некоторым просто не хотелось - не было настроения. Кто-то просто говорил - «я про себя и так все знаю». Но в основном все соглашались поучаствовать в диагностике, спрашивали об обратной связи. Некоторые сразу говорили - если не будет обратной связи, отвечать они не будут. Вследствие этого я могу сделать вывод, что у тех участников, которые были заинтересованы в получении обратной связи наиболее достоверные ответы.

     В целом можно сказать, что обследование было проведено успешно.

     2.4 Результаты диагностики

     Результаты, полученные в ходе диагностики, приведены  в сводной таблице эмпирических данных (см. приложение 3).

     Одна  из характерных особенностей обследуемой группы - это преобладание мотивации избегания неудач (мотивация достижения: Хмах =188,Хмin = 95).

     Данные  в ходе обработки результатов  на выявление мотивации достижения (Хср  =129,3, S =14,655, Мо=142, Ме=135).

     Преобладает заниженная самооценка ( Хмах = 1,Хмin = -0,3).

     Сравнивая полученные результаты с табличными (мотивация достижения - As = 0,01, Ex = 0,33; распределение нормальное; самооценка личности As = -0,10; Ex=1,03; распределение нормальное; я сделала вывод, что для дальнейшего сравнения буду пользоваться параметрическим методом t-критерий Стьюдента.

     Психологическое заключение

     Главные характерные особенности обследуемой группы - это преобладание избегания неудач. Это означает, что в группе в основном люди проявляющие не уверенность в себе и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

     Следующая особенность - самооценка, по группе в основном заниженная (67%), у остальных военнослужащих самооценка нормальная и завышенная(33%).(рис.1)

     

     Рис.1 Процентное соотношение самооценки. 

     Люди  с заниженной самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значения неудач.

     Адекватная  самооценка предполагает равное признание  человеком, как своих достоинств, так и недостатков.

     Люди  с завышенной самооценкой гипертрофированно  оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующих их реальным возможностям.

     В качестве одной из задач настоящей курсовой работы я опередила выявление взаимосвязи мотивации достижения и самооценки военнослужащего.

     В целом было обследовано 30 человек по мотивации достижения (As = 0,01, Ex = 0,33; распределение нормальное) и по самооценки личности (As = -0,10; Ex=1,03; распределение нормальное), поэтому для изучения взаимосвязи между этими признаками мы использовали параметрический метод корреляционного анализа Пирсона.

     Итак, на выборке военнослужащих по призыву в Отдельной части десантно-воздушных войск г.Крымска Краснодарского края взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой личности существует.    

     Таким образом, результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой работе я рассматривала взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.

     Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Информация о работе Методы и методики изучения уровня тревожности военнослужащих