Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа
Мотивация персонала в значительной степени определяет успех деятельности любого предприятия. Эффективное достижение целей предприятия в значительной степени зависит от согласования интересов его участников. Достижение же взаимовыгодных целей деятельности предприятия и персонала становится возможным посредством использования методов мотивации персонала.
Введение………………………………………………………………….. 1-2
1. Теоретические аспекты исследования процесса мотивации
персонала организации……………………………………………………….. 3- 20
1.1. Сущность, механизм, способы мотивации………………………...3-12
1.2. Методы мотивации персонала…………………………………….12-20
2. Диагностика мотивации сотрудников организации………………..21-29
2.1. Диагностика мотивации. Основные понятия……………………21-22
2.2.Методы диагностики мотивации…………………………………23-29
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы
Беседа является одним из наиболее простых и надежных инструментов оценки особенностей мотивации персонала. Внимательный разговор с сотрудником позволяет составить представление о его отношении к работе и о том, какие движущие силы побуждают его к труду. В ходе беседы с подчиненным всю необходимую информацию руководитель получает с помощью вопросов. Выделяют следующие типы вопросов: закрытые, открытые, косвенные, наводящие, рефлексивные.
Наблюдение – самый доступный метод оценки мотивации сотрудников, которым может воспользоваться руководитель. Чтобы с помощью наблюдения получить точное представление об особенностях мотивации персонала, нужно четко понимать, что именно следует принимать во внимание в качестве наблюдаемых признаков мотивации.
Представляют практический интерес также прикладные авторские методики диагностики состояния мотивации человека. Так, С. В. Иванова предлагает использовать карту мотиваторов. Карта мотиваторов строится на основе анализа ответов на проективные вопросы, используемые при опросе сотрудников. Автор приводит примеры проективных вопросов, рассматривает особенности использования карты мотиваторов на практике, а также анализирует информацию о мотиваторах сотрудника, которую можно получить с помощью проективных вопросов28.
Ш. Ричи, П. Мартин предлагают использовать в практической работе вопросник мотивационного профиля. Заполнение вопросника и подсчет его результатов позволяет составить представление о персональных мотивационных факторах сотрудников. При этом мотивационный профиль позволяет получить общий результат по каждому из 12 мотивационных факторов, характеризующих ключевые потребности сотрудников29.
В. И. Герчиков предлагает использовать специальный тест, направленный на выявление мотивационного профиля сотрудника, отражающий степень выраженности конкретного мотивационного типа у человека. Автор выделяет несколько мотивационных типов, каждый из которых характеризует то или иное поведение человека в трудовой деятельности: люмпенизированный; инструментальный; профессиональный; патриотический; хозяйский. При этом практическая значимость данного метода заключается в том, что он позволяет на основании индивидуальных мотивационных профилей сотрудников составить мотивационный профиль организации, используемый в дальнейшем для разработки системы стимулирования персонала организации30.
Поскольку теоретическая определенность и однозначность взглядов на методы мотивации еще далеки от своего завершения, представляется целесообразным систематизировать рассмотренные методы мотивации персонала. При этом методы стимулирования необходимо рассматривать в составе методов мотивации персонала.
Знание мотивационных компонентов позволяет менеджеру составить «мотивационную карту» сотрудника. Информацию о выявленных движущих мотивах и потребностях сотрудника используют при разработке комплекса мероприятий по мотивации сотрудников.
Однако, зачастую,
мотивационные программы в орга
Управленцы,
делая упор на субъективную
оценку работниками своих
Мероприятия, о которых идет речь зачастую проводятся в рамках разработки системы оплаты труда, или удовлетворения выявленных мотивационных факторов. Некоторые из этих программ ориентированы на анализ достигнутого: сравнение удовлетворенности сотрудников до и после внедрения мотивационного проекта.
Руководители приветствуют в своих компаниях подобные инициативы, полагая, будто их «правильная» реализация непременно позволит им добиться эффективности. В основе всех этих программ лежит принципиально ошибочная логика базирующуюся на уверенности менеджеров в том, что если сравнить субъективную оценку работников до внедрения мотивационной программы и после, то в случае позитивных изменений можно быть уверенным, что продажи вырастут, а качество продукции улучшится.
Консультанты
и специалисты по работе с
персоналом активно поддерживаю
Однако поскольку
не прослеживается четкой
Кроме того, заявления об изменении уровня мотивации, основанные лишь на самооценке работников, не обоснованы. Для получения адекватной картины необходимо учитывать трудовое поведение, в котором она отражается. Заметим, что в отечественной и зарубежной литературе имеются многочисленные научные данные констатирующие факт существенного влияния мотивации на успешность и эффективность выполнения конкретной деятельности, следовательно, актуально учитывать и результаты для компании, ради чего, собственно говоря, и затеяны стимулирующие мероприятия.
Здесь предложена мотивационная модель, в которой выделяются три уровня проявления мотивации. Параметрами являются как оценки работников, так и достижение конкретных измеряемых результатов связанные с трудовым поведением и повышением эффективности труда.
Также существуют уровни мотивации сотрудников:
Уровень воззрений. Люди имеют собственное представление, о своих побуждениях. На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки работников. Оцениваться может как мотивация в целом, так и её отдельные аспекты
Главное, что нас интересует на этом уровне (при любых способах оценки) – эмоциональное состояние работников, интерес, внимание, их оценка мотивационных факторов (отношения в коллективе, оплата труда, карьерный рост, профессиональное развитие).
Для получения
обратной связи можно
Уровень действий. Так как речь идет о трудовой мотивации, то можно обозначить ее как желание, либо нежелание выполнять определенные нормы, стандарты. Говоря о «поведении», имеются в виду результаты поведения на рабочем месте, то есть выполнение корпоративных требований. Поэтому на данном уровне важно оценить насколько действия соответствуют стандартам в рамках профессиональной деятельности, следует также учитывать, выполняются они под чутким наблюдением руководителей, либо по собственной инициативе.
Для получения данных выполнения установленных корпоративных стандартов можно использовать неформальные методы (структурированное наблюдение, видеонаблюдение, ведение рабочих дневников, отбивание тайм карт и т. д.).
Уровень продуктивности. Компания вкладывает деньги в развитие мотивации своих сотрудников для того, чтобы: повысить производительность труда, снизить издержки.
Оценить
влияние результатов мотивации
на повышение эффективности
Для проведения такой формы оценки, можно использовать такие бизнес-показатели как – продажи; повышение качества; снижение количества рекламаций или жалоб клиентов, текучести кадров, числа конфликтов; формирование новых эффективных команд и т. д.
Итак, по мере продвижения с первого на третий уровень, процесс оценки становится все более сложным и затратным – с точки зрения и временных затрат, и финансовых. Тем не менее, его результаты исключительно важны. Чаще всего эффективность мотивации персонала оценивается только на первом уровне. Это наиболее простой вид оценки, предоставляющий наименее ценную информацию. Измерение результатов с первого по третий уровень дает объективную оценку мотивационного воздействия.
Заключение
Человек — система очень сложная, и простых рецептов в области мотивации и стимулирования нет и быть не может. Для получения практических результатов имеет значение не столько количество используемых инструментов, сколько правильная постановка целей исследования, понимание, каким образом будут использоваться результаты. Важно понять сложность «объекта исследования» — мотивации, учитывать множество показателей и данных, полученных как с помощью тестов, так и в результате практического наблюдения, анализа деятельности и результатов труда.
Построение системы мотивации в организации дает возможность, с одной стороны, решить экономическую проблему, т.к. эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации и двигаться в направлении ее стратегических целей, а с другой стороны, позволяет решить психологическую проблему, поскольку при ее построении должен учитываться такой показатель, как удовлетворенность трудовой деятельностью.
Из всего
выше сказанного, я выяснила методы
диагностики мотивации
Список используемой литературы
1 Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Вершина, 2003. – С. 23.
2 Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГоссМедиа, 2009. – С. 113.
3 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. – С. 65.
4 Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 2009. – С. 74.
5 Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала. - М.: МарТ, 2003. – С. 185.
6 Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГоссМедиа, 2009. – С. 121.
7 Магура М.И. Современные персонал-технологии // Управление персоналом. - 2003.
8 Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГоссМедиа, 2009. – С. 122.
9 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Наука, 1990. – С. 32.
10 Дмитриенко Г.А. Мотивация и оценка персонала / Под ред. Г.А. Дмитриенко. – К.: МАУП, 2002. – С. 132.
11 Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГоссМедиа, 2009. – С. 123.
12 Талтынов С.М. Трудовая мотивация в системе управления человеческими ресурсами: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Воронеж, 2004. – С. 12.
13 Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Вершина, 2003. – С. 209.
14 Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 2009. – С. 265.
15 Бахарев С.В. Диагностика мотивационной
среды предприятия. Cборник научных статей
«Конкурентоспособность
экономики России: проблемы и пути повышения». -
СПб.: Институт бизнеса
и права, 2012. – С. 22.
16 Бахарев С.В. Диагностика мотивационной
среды предприятия. Сборник научных статей
«Конкурентоспособность
экономики России: проблемы и пути повышения». -
СПб.: Институт
бизнеса и права, 2012. – С. 26.
17 Травин В. В. Мотивационный менеджмент: модуль III. учеб.-практич. пособ. / В. В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. – М.: Дело, 2005. – С. 63,65.
18 Соломанидина Т. О. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, кейсах) / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005.
19 Шапиро С. А. Мотивация. – М.: ГроссМедиа, 2008. – С. 86-87.
20 Колот А. М. Мотивация персонала. – М., 2005. – С. 263-291.
21 Там же. – С. 132.
22 Сладкевич В. П. Мотивационный менеджмент: курс лекций. – М., 2001.- С. 76.
23 Уткин Э. А. Основы мотивационного менеджмента. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – С. 227.
24 Крушельницкова О. В. Управление персоналом. – М., 2005. – С. 19-20.