Методика развития творческого воображения младших школьников при иллюстрировании сказок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема методов обучения рисованию на темы литературных произведений имеет особую актуальность, так как затрагивает существенные аспекты развития личности ребенка. Рисование (художественное иллюстрирование) как процесс передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство, приобщает к художественному творчеству через их собственную изобразительную деятельность.

Содержание

Введение. ….……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ рисования как развивающей
деятельности в младшем школьном возрасте. ……………………………….6
1.1. Роль рисования в развитии ребенка. …...…………………………….......6
1.2.Развитие творческого воображения на уроках
изобразительного искусства. …………………………………………………11
Выводы по 1 главе. ……………………………………………………………17
Глава 2. Методика развития творческого воображения младших
школьников при иллюстрировании сказок. …..……………………………..19
2.1. Методика иллюстрирования сказки. …………………………………….19
2.2. Методические рекомендации по проведению уроков
иллюстрирования сказок. ……………………………………………………..22
Выводы по 2 главе. ……………………………………....................................29
Заключение. ……………….…………………………………………………...31
Литература. …………………………………………………………………….34
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Для того чтобы животное получилось похожим, необходимо выполнить несколько  набросков с чучела лисы или с  хорошей фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях.

     Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В ней все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно достоверно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.

     При создании сказочных образов животных нужно освоить следующие требования:

     1. Для усиления выразительности  сказочного образа можно утрировать  некоторые черты. Особенностью  хищных зверей, волка например, является  мощная пасть, значит, ее можно  изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать.

     2. Важно учесть, что декор должен  не разрушать форму, а наполнять  ее красивой фактурой, поэтому  орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы.

     3. Следует избегать изображения  сложных ракурсов, лучше использовать  профильное изображение животного  или другие максимально характерные  повороты.

     4. Можно «очеловечить» объекты  животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму.

     Большую роль в таких заданиях играют разные техники — восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

     На  уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, иллюстрации  художников. Учитель обращает внимание детей на то, какие изобразительно-выразительные  средства используют художники для передачи сказочного животного: на цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора на профильное изображение, так как именно оно наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

     Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно  предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками.

     Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учащимся необходимо сделать наброски животных — персонажей данной сказки. Учитель должен показать правила рисования, последовательность работы. Перед выполнением набросков учитель вместе с детьми описывает индивидуальные особенности животных, их повадки, характерные черты. Для набросков лучше использовать метод рисования, при котором основные формы упрощаются до геометрических фигур с последующей прорисовкой деталей. Дети быстро осваивают этот метод. Поскольку трудно найти чучела всех животных, можно показать детям динамические модели или предложить нарисовать животных по представлению. Можно предложить детям создать образ сказочного животного, обязательно показав варианты его создания.

     В начале следующего урока можно провести беседу с учащимися о народных сказках, показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Образы деревьев можно показать в народных росписях.

     Затем детям надо вспомнить содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки  из сказки для создания сюжетной композиции.

     Важно, чтобы учащиеся прочитали отрывки  и рассказали, как они будут  изображать сюжет, ведь один и тот  же сюжет можно представить по-разному.

     Свежее  восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

     В конце урока подводится итог, анализируются  рисунки, можно провести небольшую выставку.

     Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по 2 главе. 

     Иллюстрирование литературных произведений как часть тематического рисования является важным разделом школьной программы по изобразительному искусству. Рисование иллюстраций к литературным произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и ассоциативно мыслить.  В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление.

     Каждый  учитель изобразительного искусства  стремится развивать у ребенка  художественно – образное мышление, воображение и фантазию. Несомненно, иллюстрирование сказок это любимая тема детей, близкая и понятная им, но одновременно очень сложная, ведь сказочный жанр глубок и многогранен. В нем много действия, динамики.

     Рассказы  о самых невероятных событиях имеют глубокий жизненный смысл, а неправдоподобность служит более яркому выражению их поучительного смысла. Одухотворенность, фантазия и мудрость приходят к учащимся вместе со сказкой.

     Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает  детям любовь к своей земле  и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

     Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и  не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить  образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо, прежде всего, развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти

     Важно, чтобы юный иллюстратор хорошо знал сказку, полюбил то, что должен нарисовать, вложил кусочек души в свою работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В данной курсовой работе рассмотрен процесс иллюстрирования литературных произведений, на примере сказки, на уроках изобразительного искусства в младшем школьном возрасте.

     Действительно дети воспроизводят в рисунке  то, что восприняли ранее, с чем  уже знакомы. Большей частью они  создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений, занятий на уроках и т. п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой рисовательной деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. 
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

     Обучение  изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием  рисунка детей учат выделять форму предметов и их  частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

     Иллюстрирование литературных произведений как часть  тематического рисования является важным разделом школьной программы  по изобразительному искусству. Рисование  иллюстраций к литературным произведениям  дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и  ассоциативно мыслить.  В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и  двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление. В изучении  вопросов композиции  в изобразительном искусстве накоплен достаточно богатый опыт. Однако в школе, в изобразительной деятельности учащихся ошибки в композиции являются самыми  распространенными. Причины тому:  недостаточное  внимание обучению композиции, отсутствие хорошо разработанной методики по разделу тематического рисования.       

       Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стеркой, красками), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.

     Проанализировав литературу по данной теме можно сказать  следующее: иллюстрирование сказок на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих возможностей детей, художественно-образного мышления, воображения и фантазии.

     Сказка  вводит детей в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь. Дети с самого начала встают на сторону положительного героя, вместе с ним решают поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность учащихся, заставляет делать выводы, которые не доступны для них в других обстоятельствах. За счет того, что дети входят внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимают участие в действиях героев, переживают их радости и печали, у них формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у учащихся начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.

     Активизация внимания, развитие наблюдательности, познавательных интересов и творческих способностей учащихся зависят целиком и полностью от умения учителя руководить учебным процессом. Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей учащихся, идейно–художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на них.

     Педагогу, воспитателю, непосредственно обучающему детей рисованию, необходимо владеть  не только методикой обучения умениям  и навыкам рисования, но и знать  основополагающие принципы детского развития в контексте рисования как деятельности, иметь представление о диагностическом значении детского рисунка, знать возрастные особенности детей в связи с выполняемой деятельностью, выделять принципиальные аспекты психолого-педагогических закономерностей детского развития в контексте рисования как развивающей деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика развития творческого воображения младших школьников при иллюстрировании сказок