Методика развития творческого воображения младших школьников при иллюстрировании сказок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема методов обучения рисованию на темы литературных произведений имеет особую актуальность, так как затрагивает существенные аспекты развития личности ребенка. Рисование (художественное иллюстрирование) как процесс передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство, приобщает к художественному творчеству через их собственную изобразительную деятельность.

Содержание

Введение. ….……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ рисования как развивающей
деятельности в младшем школьном возрасте. ……………………………….6
1.1. Роль рисования в развитии ребенка. …...…………………………….......6
1.2.Развитие творческого воображения на уроках
изобразительного искусства. …………………………………………………11
Выводы по 1 главе. ……………………………………………………………17
Глава 2. Методика развития творческого воображения младших
школьников при иллюстрировании сказок. …..……………………………..19
2.1. Методика иллюстрирования сказки. …………………………………….19
2.2. Методические рекомендации по проведению уроков
иллюстрирования сказок. ……………………………………………………..22
Выводы по 2 главе. ……………………………………....................................29
Заключение. ……………….…………………………………………………...31
Литература. …………………………………………………………………….34
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Творческий  характер рисования предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок ребенок переносит не просто то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает при помощи карандашей, краски, фломастеров. 
         Изображение детьми предметов и явлений, как уже было сказано,- это и отражение их отношения к ним. Иными словами, дети отмечают, чем красив этот предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т.д. Все эти стороны порой тесно переплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них - чисто познавательная, эстетическая, нравственная [22;43].
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства.

   

     Проблема  развития творческого воображения  школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения [3;54].

     Проблемой развития творческого воображения  занимались такие психологи и  педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны. Это и послужило основанием для выбора темы исследования, целью которого является обоснование использования изобразительного искусства как средства развития творческого воображения младших школьников.

     Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне). Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

     Творческое  воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности.

     Охарактеризовав воображение как психический  процесс, необходимо выделить особенности его развития в младшем школьном возрасте. Здесь надо сказать о том, что долгое время в психологии существовало предположение, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально» и более продуктивно в детстве, а с возрастом подчиняется интеллекту и угасает.

     Однако  Л.С. Выготский показывает несостоятельность  таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому  опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.

     Младший же школьный возраст характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего, а затем и творческого. Это период - сензитивный для формирования воображения. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным. Воспитание ребенка всегда связано с социальной средой, которая может отрицательно и положительно влиять на развитие творческого воображения [13;9].

     Уроки изобразительного искусства представляют большие возможности для формирования творческой активности учащихся. Рисунки детей начальных классов покоряют своей непосредственностью. В этом возрасте дети смело передают свое отношение ко всему увиденному, опираясь на воображение, фантазию, зрительную память, и не заботятся о правильности построения рисунка. Его содержание позволяет учителю увидеть, что ребенку интересно, а что оставляет равнодушным.

     Делая рисунки к различным литературным произведениям, учащиеся получают возможность  пофантазировать, проникнуться переживаниями  героев, передать их эмоциональное состояние.

     Большие возможности для развития творческого  потенциала школьников имеет изобразительное  искусство. Программа преподавания его в школе включает следующие  виды уроков: тематическое рисование, рисование с натуры, декоративное рисование [12;24].

     Развитию  воображения учащихся более всего способствует тематическое и декоративное рисование. Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово-майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но все же существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.).

     Тематическое  рисование более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок  проявляет как художественные, так  и творческие способности. И здесь, прежде всего, необходимо определить понятие  самой темы. Существуют общие темы («вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного), имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, и конкретные темы, с четким указанием места и действия, требующие точного выполнения. Они помогают осуществлять диагностику творческого воображения [30;17].

     С точки зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать  творческое воображение можно с  помощью специальной организации  уроков. Детям можно предлагать самые разнообразные темы (например, «Волшебники», «Натюрморт», иллюстрирование художественных произведений и др.). А также можно включать в структуру урока игровые моменты и упражнения (например, игра «Перевертыш», «Рисунок в несколько рук», «Музыка», «Три краски» и др.).

     Такое литературное произведение, как сказка – незаменимый источник и стимул детского творчества. Иллюстрируя сказки, дети погружаются в мир фантазий, используя свои наблюдения и умение рисовать по памяти.

     В начальной школе на уроках изобразительного искусства сказка является важным компонентом педагогического процесса, поэтому при формулировке темы урока учитель часто использует слова «сказочные», «фантастические», «волшебные». Выбирая сюжет для творческой работы, ребята уже готовы к тому, что персонажи и события будут вымышленными, их можно будет наделять необыкновенными свойствами. Необходимо поощрять самостоятельность детей при выборе сюжетов и средств реализации художественного замысла, это стимулирует их творчество,

активизирует  интерес.

     Младшие школьники с большим интересом  иллюстрируют и произведения, которые  заучиваются наизусть на уроках чтения, поскольку в основе иллюстративного  рисования лежат образы воссоздающего  воображения. Они возникают в  процессе чтения литературного произведения, поэтому нужно читать произведение медленно, многократно и целенаправленно. Литературное чтение дает пищу для детской фантазии, а иллюстрации конкретизируют литературные образы. Это единство учебного материала обогащает творческую работу детей в изобразительной деятельности, помогает активизировать восприятие читаемого текста и облегчает запоминание его содержания [28;315].

     Для развития творческого воображения у детей важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности, тогда учащиеся смогут представить картину на основе художественного описания. Поэтическое слово подсказывает необходимые образы, развивает чуткость, умение переносить свои впечатления в рисунок.

     Педагог заинтересован в развитии творческой самобытности ребенка и формировании интереса к предмету как форме отражения и познания мира. Творческое отношение самого учителя к программе предполагает разработку собственных тем урока, методов и методик обучения, поиск новых форм работы с детьми, в том числе и на основе взаимодействия с другими дисциплинами.

     Иллюстрирование литературных произведений как часть  тематического рисования является важным разделом школьной программы  по изобразительному искусству. Рисование  иллюстраций к литературным произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и  ассоциативно мыслить.  В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и  двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление. В изучении  вопросов композиции  в изобразительном искусстве накоплен достаточно богатый опыт. Однако в школе, в изобразительной деятельности учащихся ошибки в композиции являются самыми  распространенными. Причины тому:  недостаточное внимание обучению композиции, отсутствие хорошо разработанной методики по разделу тематического рисования.

     Огромной  любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная  с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без  замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются [4;59].

     В сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.). Например, красна девица, ясный сокол, конь – волчья сыть и т.п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих школьников, и в отношении нравственно – эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П.Аникин указывал, что «сказки» - своего рода нравственный кодекс народа, их герои хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над изделием «неизвестного».

     Сказка  вводит детей в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь. Дети с самого начала сказки встают на позицию положительного героя, вместе с ним решают поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность учащихся, заставляет делать выводы, которые недоступны для них в других обстоятельствах. За счет того, что дети входят внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимают участие в действиях героев, переживают их радости и печали, у них формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у учащихся начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

     В сказках содержатся правила общения  людей друг с другом, правила вежливого  обращения, высказывания просьбы, уважительного  отношения к старшим («поклонился  в поле», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила…»).

     Сказка, являясь произведением народного  искусства, несет в себе богатый духовный заряд [4;59]. 
 
 
 
 

Выводы  по 1 главе. 

     Изобразительное искусство является одним из важнейших  средств в воспитании младших  школьников. Особую роль в этом играют детские литературные произведения, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

     Педагогу, воспитателю, непосредственно обучающему детей рисованию, необходимо владеть не только методикой обучения умениям и навыкам рисования, но и знать основополагающие принципы детского развития в контексте рисования как деятельности, иметь представление о диагностическом значении детского рисунка, знать возрастные особенности детей в связи с выполняемой деятельностью, выделять принципиальные аспекты психолого-педагогических закономерностей детского развития в контексте рисования как развивающей деятельности.

Информация о работе Методика развития творческого воображения младших школьников при иллюстрировании сказок