Методика развития творческого воображения младших школьников при иллюстрировании сказок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема методов обучения рисованию на темы литературных произведений имеет особую актуальность, так как затрагивает существенные аспекты развития личности ребенка. Рисование (художественное иллюстрирование) как процесс передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство, приобщает к художественному творчеству через их собственную изобразительную деятельность.

Содержание

Введение. ….……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ рисования как развивающей
деятельности в младшем школьном возрасте. ……………………………….6
1.1. Роль рисования в развитии ребенка. …...…………………………….......6
1.2.Развитие творческого воображения на уроках
изобразительного искусства. …………………………………………………11
Выводы по 1 главе. ……………………………………………………………17
Глава 2. Методика развития творческого воображения младших
школьников при иллюстрировании сказок. …..……………………………..19
2.1. Методика иллюстрирования сказки. …………………………………….19
2.2. Методические рекомендации по проведению уроков
иллюстрирования сказок. ……………………………………………………..22
Выводы по 2 главе. ……………………………………....................................29
Заключение. ……………….…………………………………………………...31
Литература. …………………………………………………………………….34
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     В начальной школе на уроках изобразительного искусства сказка является важным компонентом педагогического процесса, поэтому при формулировке темы урока учитель часто использует слова «сказочные», «фантастические», «волшебные». Выбирая сюжет для творческой работы, ребята уже готовы к тому, что персонажи и события будут вымышленными, их можно будет наделять необыкновенными свойствами. Необходимо поощрять самостоятельность детей при выборе сюжетов и средств реализации художественного замысла, это стимулирует их творчество,

активизирует  интерес.

     Младшие школьники с большим интересом  иллюстрируют и произведения, которые  заучиваются наизусть на уроках чтения, поскольку в основе иллюстративного  рисования лежат образы воссоздающего  воображения. Они возникают в  процессе чтения литературного произведения, поэтому нужно читать произведение медленно, многократно и целенаправленно. Литературное чтение дает пищу для детской фантазии, а иллюстрации конкретизируют литературные образы. Это единство учебного материала обогащает творческую работу детей в изобразительной деятельности, помогает активизировать восприятие читаемого текста и облегчает запоминание его содержания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методика развития творческого воображения младшего школьника при иллюстрировании сказок 

2.1.Методика иллюстрирования сказки. 

     Каждый  учитель изобразительного искусства  стремится развивать у ребенка художественно–образное мышление, воображение, фантазию. Выигрышное, с этой точки зрения, задание–иллюстрирование сказки. Можно выбрать любую сказку, но лучше, если это будет известное произведение, к персонажам которого дети привыкли и считают вполне естественным изобразить их графически. Кроме того, желательно, чтобы данная сказка имела несколько изданий с иллюстрациями разных художников и музыкальные фрагменты, ее сопровождающие. Для достижения наилучшего эффекта следует провести цикл уроков по одному выбранному литературному произведению и последовательно проанализировать взаимоотношения героев, место действия и обстановку [26;190].

     Рассмотрим  русскую народную сказку «Мужик и медведь». Для работы над ней отводим 3 урока.

     На  первом уроке педагогу следует прочитать  сказку вслух с выразительными интонациями, подражанием голосом героев, показом  книжных иллюстраций. На том же уроке  дети рисуют игрушечного медведя. В  качестве иллюстрационного материала они рассматривают различные изображения медведя, фотографии и рисунки с натуры, сказочного персонажа – иллюстрацию из книги, игрушечного плюшевого мишку.

     Многие  из учеников при всем желании и  любви к животным не знают, с чего начать рисунок, как правильно передать характер животного. В таком случае можно провести поэтапную работу параллельно с показом на доске, подчеркнуть, что медведь сказочный, поэтому может ходить на разных лапах, опираться на дерево, разговаривать. Учитель контролирует работу детей, подсказывая и направляя их, поощряя словесно, так как многие не верят в свои силы. Важно, чтобы ученик старался и получал удовольствие от своего творчества, не следовал слепо образцу, показанному учителем, а самостоятельно творил, учитывая особенности строения животного, данные ему словесные и графические характеристики. Главное, чтобы персонаж сказки был узнаваем. Если дома мама воскликнет: «Неужели это ты нарисовал медведя?!», - результат урока будет достигнут – ученик поверит в себя. Фон иллюстрации дети изображают самостоятельно, но желательно, чтобы это были деревья – ведь медведь живет в лесу.

     На  втором уроке рисуем мужика с телегой. Предварительно дети слушают рассказ  учителя об особенностях русской мужской одежды: рубаха, лапти, штаны. Рубаху носили и мужчины и женщины. Шили ее из полотна, которое сгибали пополам, делали вырез для головы и, если у мужской рубашки он был сбоку, ее называли «косовороткой». Рукава прямоугольной формы складывали в длину вдвое и сшивали. Чтобы свободно поднимать руки, у основания рукавов, под мышками, пришивали ромбовидные ластовицы. Лапти плели из лыка (внутреннего слоя коры липы). Они были легкие, но довольно быстро изнашивались и надо было плести новые. Ноги обертывали мягкой белой тканью – ожугами.

     Работа  над рисунком идет параллельно с  доской. Но если ученик чувствует себя в состоянии нарисовать мужика с  телегой самостоятельно, следует  только приветствовать это желание.

     Третий  урок посвящен самостоятельному иллюстрированию  сказки. Вначале учитель совместно с детьми восстанавливает хронологическую последовательность событий произведения. Затем дает рекомендации по ведению работы выбрать сюжет; решить, вертикально или горизонтально расположить лист, наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш; проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя темное на светлом, а светлое на темном. Во время урока учитель индивидуально работает с учащимися и, если нужно, помогает советами.

     В конце урока учитель показывает наиболее удачные композиции. Не успевшие закончить рисунок завершают его дома.

     После всех проведенных уроков по сказке можно устроить выставку работ учащихся и подготовить небольшую инсценировку, приурочив данное мероприятие к  какому-либо празднику или началу каникул. И если каждый ученик примет активное участие в той или иной форме, занятие изобразительным искусством станет настоящей радостью для детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Методические рекомендации по проведению уроков иллюстрирования сказок. 

     Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

     Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает  детям любовь к своей земле  и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный  на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

     Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и  не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить  образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо, прежде всего, развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти [24;180].

     Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на своих уроках даются задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности — выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

     1. От начала до конца непосредственно  с натуры.

     2. Комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти.

     3. По воображению — первоначальное  воплощение в обобщенном виде  какого-либо творческого замысла  или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется  на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

     Созданию  сказочных художественных образов  можно посвятить целый урок, при  этом ученики создают образы не только главных героев — персонажей сказки, но и окружающего мира.

     Нужно показывать ученикам образцы народных росписей (хохломской, полхов-майданской, городецкой) с растительными орнаментами. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, тамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений.

     Интересным  получается рисунок поверхности  земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю.

     Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения  — фотографии, гербарии — с образцами  народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. Для работы нужно выбирать разные материалы, очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелевой ручкой по акварельному подмалевку.

     Лес является основным местом действия в  русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно видеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев.

     Учащимся  трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение  силуэта деревьев интересное и в  то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Полезны также задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учениками надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры.

     При создании сказочных образов, элементов  природы нужно соблюдать следующие  правила:

     1. В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

     2. При компоновке мотивов обратить  внимание на их пластическую  направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно  ей располагать рисунок.

     3. Обратить внимание учеников на  характер линий, из которых  складывается абрис изображаемых  элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые.

     4. В работе с такими природными  материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике.

     5. Изображая стилизованный лес,  дети должны обобщать форму,  стремиться максимально использовать  одну и ту же форму, меняя  размеры и конфигурацию.

     6. Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах — все зависит от замысла.

     7. Цвет для сказочных образов  предпочтительнее выбирать условный.

     Сказки  о животных являются основным жанром для иллюстрирования в школьной программе.

     Образы  животного мира олицетворяют в сказках  человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как  пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

     Слова в сказках очень помогают выбрать  характер линий, мазка, цвет, фактуру.

     Чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как  описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее  вытянутая, ушки острые, торчком —  все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

     Рисование лап всегда вызывает затруднения  у школьников. Начинать рисование  нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб — не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

Информация о работе Методика развития творческого воображения младших школьников при иллюстрировании сказок