Методика психодиагностического подхода при исследовании больных с психическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

Методики высокого уровня формализации это - тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Содержание

1. Введение.

Предмет психодиагностики как научного знания._______________ 3

2. Цель, задачи, гипотеза, объект._______________________________ 5

3. История испытуемого._______________________________________ 6

4. Научный аспект.

4.1. Характеристики пограничной (borderline).

структуры личности .___________________________________________ 7

4.2. Недостаточная интеграция идентичности:

синдром «диффузной идентичности». _____________________________ 8

4.3. Структурное интервью. ________________________________________ 9

5. Интервью с испытуемым.____________________________________12

6. Методы исследования испытуемого.___________________________12

6.1.Тест Роршаха.__________________________________________________ 13

6.2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.__________________16

6.3. Метод самооценки. Формирование идеала и антиидеала.____________17

6.4 Методика степени удовлетворенности основных потребностей. ____19

6.5. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко. ____20

6.6. Промежуточный вывод. ________________________________________21

6.7. Айзенка личностный Опросник. _________________________________22

6.8. К. Леонгарда Характерологический опросник. _____________________23

6.9. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. ______27

6.10. Опросник Кейрси. ____________________________________________28

6.11. Промежуточный вывод. _______________________________________30

7. Прогноз и рекомендации._____________________________________31

Литература ._________________________________________________

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

6.8. К. Леонгарда Характерологический опросник.

   Опросник  типологический, разработан известным  немецким психиатором, неврологом и психологом К. Леонгардом, на основе его концепции акцентуированных личностей. Теоретические воззрения автора, созданная им типология характеров легла в основу разработки таких методик как Шмишека опросник, Патохарактерологический диагностический опросник Личко А.Е..

   Опросник, предназначенный для выявления заострений характера, включает в себя 88 вопросов, сгруппированных в 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям. Выявляются:

   1. Гипертимые,

   2. Возбудимые,

   3. Эмотивные,

   4. Педантичные,

   5. Тревожные,

   6. Циклотимные,

   7. Демонстративные,

   8. Неуравновешенные,

   9. Дистимные,

   10. Экзальтированные  типы личности.

   Возможно  применение опросника как индивидуально, так и в группе. Опросник используется как в целях психологической  консультации, так и с целью  профотбора и профориентации.

   По  результатам данного опросника  об испытуемом можно сказать, что  испытуемый относится к гипертимному типу.

Гипертимические личности.

     Гипертимический темперамент, резкая степень проявления которого носит название гипоманиакального состояния, хорошо известен в психиатрии. Как и при маниях, правда, в несколько смягченной форме, приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимическая акцентуация личности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может благотворно влиять на весь уклад жизни человека.

     Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают.   Они способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. Такие люди не могут наскучить, с ними интересно, они пересыпают свою речь прибаутками, остротами и никогда долго не задерживаются на одной теме.

     Однако  если данный темперамент выражен слишком ярко (высокий % у испытуемого), положительный прогноз снимается. Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство. Чрезмерная веселость может переходить в раздражительность. Если такие переходы резко выражены и наблюдаются часто, это наводит на мысль о паранойяльном компоненте. Доля психической вовлеченности гипертимического темперамента в область мыслей, чувств и волевых проявлений не всегда одинакова. Иногда в человеке прежде всего бросается в глаза беспечная веселость, иногда она отступает перед безудержной разговорчивостью, в некоторых случаях мышление, ни на чем не задерживаясь, перескакивает с одной идеи на другую. Однако всегда в большей или меньшей степени наблюдаются все три признака одновременно, представляя единство, подобно тому, как это бывает при мании. Иногда удается прямо доказать, что гипертимический темперамент представляет собой не что иное, как некое «разбавление» мании. Иногда выраженная мания может обнаружиться либо у самого обследуемого, либо у одного из его родственников.

Черты, привлекательные  для собеседников:

энергичность, жажда  деятельности, инициативность, чувство  нового, оптимизм.

Черты, отталкивающие, способствующие конфликту:

легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

в этих ситуациях  противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально-депрессивным психозом.

  Предпочитаемая  деятельность:

работа, связанная  с постоянным общением, организаторская  деятельность, снабженец, служба быта, спорт, театр. Склонность к смене  профессий, места работы.

     Минимальные показатели выявлены у испытуемого по типам Тревожный и Экзальтированный. Это означает, что испытуемому не присущи такие качества, как низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Не свойственны - обидчивость, чувствительность, застенчивость. Равнодушно относится к  насмешкам со стороны окружающих, а иногда и сам любит посмеяться над другими.

     Способность восторгаться, восхищаться, а также придаваться ярким  ощущениям счастья, радости, наслаждения – это не для него. В таких случаях испытуемый останется равнодушным или, что хуже может проявить агрессию или сарказм к людям, обладающим такими качествами. 

6.9. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

   Это проективная  графическая методика исследования личности. Предназначена для выявления индивидуально-типологический различий.

   Испытуемому предлагается последовательно трижды (на отдельных листах) нарисовать фигуру человека, каждый раз составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. «Степень свободы» испытуемого заключается в том, что он может использовать различное количество кругов, треугольников и квадратов, но общее количество фигур должно быть равно 10 в каждом рисунке.

   При прохождении  данной методики у испытуемого выявились такие качества:

  — «ответственный исполнитель» — обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

«изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Подтип данного испытуемого — тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем. 

6.10. Опросник Кейрси

     Испытуемому  было предложено ответить на 70 вопросов «Опросника Кейрси»,  которые основаны на описании  поведения человека в большинстве  жизненных ситуаций. После обработки  результатов и проведя анализ личности можно сказать об испытуемом следующее:

  1. По результатам опросника относительно характеристики личности, индивидуальных показателей и личностных качеств, больший процент (38,2) пришелся на SP где (Smax=15, Pmin=2) «Дионисий». S(sensation) – здравомыслие; P(perceiving) -  импульсивность. Испытуемому присущи такие качества как – стремление следовать собственным импульсам, а также стремление к свободе. Способен принять правильное решение в сложившейся ситуации, но только в том случае если она его заинтересовала. Однако для принятия решения необходимо некоторое время и возможно поддержка авторитетного лица со стороны. Следуя своим импульсам часто обжигается.
  2. На последнем месте «Эпиметей» SJ (4,5%), где (Smin=15, Jmax=18) S(sensation) – здравомыслие; J(judging) – рассудительность.

    Здесь необходимо отметить, что главной чертой являются – чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре. Возможно именно этих качеств и недостает нашему испытуемому.

По шкалам

   ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жизни - долг, план, порядок, иерархия.

     Можно также ввести величину  åb , характеризующую Яркость выраженности типа. åb определяется следующим образом:

  • для пары (E-I) - от большего числа отнять 5 и результат умножить на 2;
  • для остальных пар -от большего числа отнять 10.

Полученные числа  суммируются.

Яркие типы:  20<åb<40.   Неяркие типы:   0<åb<20.

  • Шкала (EI) (7-5)х2=4
  • Шкала (SN) 15-10=5
  • Шкала (TF) 11-10=1
  • Шкала (JP) 18-10=8

4+5+1+8=18      0<18<20  Испытуемый относится  к неяркому типу.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Методика степени удовлетворенности  основных потребностей» (описание в I группе вопросов) 

6.11. Промежуточный вывод

     Типичный интроверт - сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Однако имеет предрасположенность к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. соответствующим видам патологии.

     Привлекает своей энергичностью, жаждой деятельности, инициативностью, оптимизмом. Ему также свойственны: легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев, который неизбежно приведет к конфликту.  Присутствует риск заболевания маниакально-депрессивным психозом.

     Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

   Способен  принять правильное решение в сложившейся ситуации, но только в том случае если она его заинтересовала. Однако для принятия решения необходимо некоторое время и, возможно, поддержка авторитетного лица со стороны. 

     Обеспечение себе будущего, теплые отношения с людьми, хорошие собеседники, упрочение своего положения в обществе и материальный комфорт - это те потребности, которые всегда выходили на первый план у испытуемого. Также можно сказать, что социальные, межличностные потребности и потребности в безопасности волнуют испытуемого меньше всего. Подведя итог можно сделать вывод, что испытуемый находится в зоне полной удовлетворенности. 

Информация о работе Методика психодиагностического подхода при исследовании больных с психическими расстройствами