Методика психодиагностического подхода при исследовании больных с психическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

Методики высокого уровня формализации это - тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Содержание

1. Введение.

Предмет психодиагностики как научного знания._______________ 3

2. Цель, задачи, гипотеза, объект._______________________________ 5

3. История испытуемого._______________________________________ 6

4. Научный аспект.

4.1. Характеристики пограничной (borderline).

структуры личности .___________________________________________ 7

4.2. Недостаточная интеграция идентичности:

синдром «диффузной идентичности». _____________________________ 8

4.3. Структурное интервью. ________________________________________ 9

5. Интервью с испытуемым.____________________________________12

6. Методы исследования испытуемого.___________________________12

6.1.Тест Роршаха.__________________________________________________ 13

6.2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.__________________16

6.3. Метод самооценки. Формирование идеала и антиидеала.____________17

6.4 Методика степени удовлетворенности основных потребностей. ____19

6.5. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко. ____20

6.6. Промежуточный вывод. ________________________________________21

6.7. Айзенка личностный Опросник. _________________________________22

6.8. К. Леонгарда Характерологический опросник. _____________________23

6.9. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. ______27

6.10. Опросник Кейрси. ____________________________________________28

6.11. Промежуточный вывод. _______________________________________30

7. Прогноз и рекомендации._____________________________________31

Литература ._________________________________________________

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Содержание:                                                                                                 стр.

1. Введение.

   Предмет психодиагностики как научного знания._______________  3

2. Цель, задачи, гипотеза, объект._______________________________ 5

3. История испытуемого._______________________________________ 6

4. Научный аспект.

          4.1. Характеристики пограничной (borderline).

                  структуры личности .___________________________________________ 7

         4.2.  Недостаточная интеграция идентичности:

                 синдром «диффузной  идентичности». _____________________________ 8

         4.3. Структурное интервью. ________________________________________  9

5.  Интервью с испытуемым.____________________________________12

6. Методы исследования испытуемого.___________________________12

           6.1.Тест Роршаха.__________________________________________________ 13

           6.2. Методика «Ценностные ориентации»  М. Рокича.__________________16

           6.3. Метод самооценки. Формирование идеала и антиидеала.____________17

           6.4  Методика степени удовлетворенности основных потребностей. ____19

           6.5. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко. ____20

           6.6.  Промежуточный вывод. ________________________________________21

           6.7. Айзенка личностный Опросник. _________________________________22

           6.8.  К. Леонгарда Характерологический опросник. _____________________23

           6.9.  Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.  ______27

           6.10.  Опросник Кейрси.  ____________________________________________28

           6.11.  Промежуточный вывод. _______________________________________30

7. Прогноз и рекомендации._____________________________________31

Литература ._________________________________________________33 
 
 
 
 

              Психология  не может стать  прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении.

            Д.М. Кеттел

            (журнал "Mind", 1890)  

1. Введение.

Предмет психодиагностики как  научного знания 

     Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.

   Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

   Психодиагностика, как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

     Диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление 
полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

     В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе.

     Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

     Методики высокого уровня формализации это - тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

     К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

     Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

    Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

      За  последние 10-15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту депрессивных расстройств в народонаселении нашей страны. Последствия этой патологии являются глобальными для общественного здоровья в целом. Таким образом, ранняя дифференциальная патопсихологическая диагностика депрессивных состояний в настоящее время является не только психологической проблемой, она приобретает общемедицинское и общесоциальное значение.

      Значимость  этой проблемы определяется еще и тем, что патопсихологическое исследование личности депрессивного больного позволяет выявить не только нарушенные компоненты структуры личности, но и сохранные, те, на которые целесообразно опираться при построении реабилитационной программы.

    

2. Цель, задачи, гипотеза, объект.

     В рамках настоящей курсовой работы предпринята попытка разработки комплекса экспериментально–психологических методик, позволяющих, как можно более объективно оценивать нарушенные и сохранные компоненты структуры личности с депрессивными расстройствами. Данное обстоятельство представляется весьма важным в рамках реабилитации такой личности в микро и макро социуме, что является, в свою очередь, конечной целью восстановительной терапии.

Целью работы является: экспериментально – психологическое выявление личностных особенностей больного с психическими расстройствами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: подбор методов психодиагностического подхода при исследовании больных с психическими расстройствами.

Гипотеза. Предполагается, что использованное в работе сочетание психологического опросника и проективного метода исследования личности дает возможность диагностировать психические расстройства личности.

Объектом для данной работы я выбрала пациента, обратившегося за психологической помощью к психотерапевту за психологической помощью.

     Мое участие сводилось к подбору методов психодиагностического подхода при исследовании данного пациента, применяя методики высокого уровня формализации. Я сочла целесообразным провести серию тестов для диагностики психического состояния и эмоционально-личностной дезадаптации.  

3. История испытуемого.

     Испытуемый - Андрей Киселев, 37 лет. В возрасте 36 лет получил травму головы с последующей потерей сознания. Спустя месяц после травмы (с его слов) появилось нарушение зрительного восприятия «рассыпания как в разбитом зеркале» на отдельные фрагменты видимого пейзажа; черный цвет лучей солнца, кратковременное исчезновение цветоощущения «окружающий мир становился, как бы негативным». Приступы длились не более 10 мин. К врачу не обращался. Со слов родственников стал более вспыльчивым, раздражительным, злопамятным, обидчивым. Почти полностью потерял специальные трудовые навыки (по профессии слесарь-кузовщик высокого разряда). Стал эмоционально холоден к родственникам. Под любым предлогом остается дома, старается не выходить на улицу.

     После обращения к психотерапевту и приема препаратов купирующих последствия травмы патологические симптомы исчезли. Но остались «странности в поведении» - повышенная утомляемость, эмоциональная обедненность и трудности к возвращению к своей профессии.

     Во  время предварительной беседы с пациентом стояла задача выяснить в общих чертах, о какой патологии личности (невротической, пограничной либо психотической) идет речь. Используя принципы психоаналитической диагностики, описанные в работах Отто Ф. Кернберг «Тяжелые личностные расстройства» и Ненси Мак Вильямс «Психоаналитическая диагностика» было выдвинуто предположение, что у пациента - пограничная личностная организация (borderline) проявляющаяся в диффузной идентификации личности.  

4. Научный аспект.

4.1. Характеристики пограничной (borderline)

структуры личности

     Симптомы и патологические черты характера пациента не являются структурными критериями, но они привлекают внимание клинициста к структурным критериям пограничной организации личности. Подобным образом, наличие симптомов, которые заставляют подозревать психотическую природу, но при этом не позволяют, поставить точный диагноз или не укладываются в определенную картину основных аффективных психозов (маниакально-депрессивный психоз), шизофрении, синдрома острого или хронического органического поражения головного мозга, — такие симптомы требуют от клинициста исследования структурных критериев пограничной организации личности.

    Наблюдаемые у пограничных пациентов симптомы похожи на симптомы обычных неврозов или патологии характера, но сочетание некоторых черт характерно именно для случаев пограничной патологии.

     Все эти симптомы, как и основные патологические черты характера, можно выявить при первоначальном исследовании симптома, который привел пациента к терапевту. Исследование должно включать в себя информацию о межличностной и социальной жизни пациента на работе и в семье; о его сексуальных и супружеских взаимоотношениях; о его общении с близкими родственниками, друзьями, знакомыми; об отдыхе, культурной жизни; об отношении к политике и религии и прочих интересах. Это касается любого пациента, который обследуется на предмет пограничной организации личности. Ясная картина, как его симптомов, так и особенностей его межличностной жизни является очень важной первоначальной информацией. 

4.2. Недостаточная интеграция идентичности:

синдром “диффузной идентичности”

     Клинически «диффузная идентичность» представлена плохой интеграцией между концепциями Я (self) и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других — все это проявления диффузной идентичности. Ее диагностическим признаком является то, что пациент не способен донести свои значимые взаимодействия с другими до терапевта, и поэтому последний не может эмоционально сопереживать концепциям его самого и значимых других.

     «Диффузная  идентичность» раскрывается во время структурного интервью, когда терапевт узнает о крайне противоречивом поведении пациента в прошлом или когда переходы от одного эмоционального состояния к другому сопровождаются такими противоречиями в поведении и самовосприятии пациента, что терапевту очень трудно представить себе пациента одним целостным человеком. При тяжелой невротической патологии характера противоречивое межличностное поведение отражает патологический, но цельный взгляд пациента на себя и значимых других, а при пограничной организации личности сам этот внутренний взгляд на себя и других лишен целостности.

Информация о работе Методика психодиагностического подхода при исследовании больных с психическими расстройствами