Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:35, курсовая работа
В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
Методики высокого уровня формализации это - тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
1. Введение.
Предмет психодиагностики как научного знания._______________ 3
2. Цель, задачи, гипотеза, объект._______________________________ 5
3. История испытуемого._______________________________________ 6
4. Научный аспект.
4.1. Характеристики пограничной (borderline).
структуры личности .___________________________________________ 7
4.2. Недостаточная интеграция идентичности:
синдром «диффузной идентичности». _____________________________ 8
4.3. Структурное интервью. ________________________________________ 9
5. Интервью с испытуемым.____________________________________12
6. Методы исследования испытуемого.___________________________12
6.1.Тест Роршаха.__________________________________________________ 13
6.2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.__________________16
6.3. Метод самооценки. Формирование идеала и антиидеала.____________17
6.4 Методика степени удовлетворенности основных потребностей. ____19
6.5. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко. ____20
6.6. Промежуточный вывод. ________________________________________21
6.7. Айзенка личностный Опросник. _________________________________22
6.8. К. Леонгарда Характерологический опросник. _____________________23
6.9. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. ______27
6.10. Опросник Кейрси. ____________________________________________28
6.11. Промежуточный вывод. _______________________________________30
7. Прогноз и рекомендации._____________________________________31
Литература ._________________________________________________
Главное
отличие интроверсивности от экстратензивности
заключается в большей
Категория «человек» - связана с восприятием себя, своего тела и своих отношений с другими людьми. Частое восприятие исключительно отдельных частей тела у испытуемого указывает на возможные конфликты, например, в сфере сексуальных отношений. О чем также свидетельствует полное отсутствие ответов сексуального содержания на таблицах IV, VI, VII. Здесь можно предположить присутствие глубокого подавления конфликта в этой сфере, которое может выдавать себя в символических образах.
Сходство со сказочными, фантастическими персонажами часто встречается при неспособности идентифицировать себя с реальными людьми, трудностях в сфере межличностных отношений. У испытуемого в норме.
Если
разбить таблицы на оси
6.2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Система
ценностных ориентаций
Наиболее
распространенной в настоящее
время является методика
Терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
Инструментальные – убеждения в том, что какой то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это
деление соответствует
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) на карточках. Далее испытуемый раскладывает карточки по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, затем набор инструментальных ценностей.
Анализируя
иерархию ценностей данного
Что
касается инструментальных ценностей,
здесь на первый план выступают индивидуалистические
ценности, ценности самоутверждения и
общения. Что касается ценностей принятия
других, альтруистических и этических
ценностей, можно сказать, что испытуемого
они мало волнуют.
6.3. Метод самооценки. Формирование идеала и антиидеала.
Каждый
человек имеет определенные
Перед испытуемым список качеств присущих человеку. Список состоит из 49 высказываний. Необходимо:
Для обработки результатов психологу необходимо подсчитать положительные черты, их количество разделить на число слов в столбце «Мой идеал» перевести в %. Если этот результат близок к 1 следовательно респондент себя скорее переоценивает, если результат близок к 0, то присутствует недооценка и повышенная самокритичность. При результате близком к 0,5 – норма в самооценке.
Затем посчитать
отрицательные черты и
В случае с испытуемым результат по шкале «идеал» = 0,88; по шкале «антиидеал» = 0,1.
По результатам обследования у респондента неадекватно завышена самооценка. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. По этому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек
с завышенной неадекватной
Уровень притязаний людей с завышенной самооценкой превышает реальные возможности. Такие люди подчеркнуто независимо относятся к одобрению окружающих. Активно не соглашаются с оценкой других людей. Терпеть не могут критики.
Качества
– зазнайство, высокомерие, стремление
к превосходству, неуважение и грубость
в отношению к другим людям; часто становятся
жесткими, агрессивными, неуживчивыми.
Чаще терпят крах. Таким людям гораздо
сложнее восстановиться после коррекции.
6.4 Методика степени удовлетворенности основных потребностей.
Проведя исследование степени удовлетворенности основных потребностей можно сказать, что для испытуемого, главными потребностями являются: обеспечение себе будущего; иметь теплые отношения с людьми, а также иметь хороших собеседников; упрочить свое положение и обеспечить себе материальный комфорт; развивать свои силы и способности; обеспечить себе положение влияния.
Также можно сказать, что социальные, межличностные потребности и потребности в безопасности волнуют испытуемого меньше всего.
42 |
|||||
28 |
|||||
14 |
|
Подведя итог можно
сделать вывод, что испытуемый находится
в зоне полной удовлетворенности.
14 – зона полной удовлетворенности;
28 – зона частичной удовлетворенности;
42 – зона неудовлетворенности.
6.5. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко
Испытуемому было предложено заполнить тест на коммуникацию по В.В.Бойко, состоящий из 25 суждений выражая согласие или не согласие с ними. Результатом теста явились следующие признаки негативной установки:
Выраженная
негативная коммуникативная
6.6. Промежуточный вывод.
Подведя итог по первой группе методик можно дать характеристику испытуемому:
Замкнут; человек с «дифференцированным интеллектом»; большой собственной продуктивностью и стабилизированной эффективностью, с малым кругом общения, но интенсивными контактами.
Присутствует большая зависимость личности от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.
Обычный склад ума, не особенно тяготит прошлое и будущее. Можно сказать, что человек живет сегодняшним днем.
На первый план выходят такие ценности, как: здоровье, свобода, уверенность в себе, индивидуалистические ценности, ценности самоутверждения и общения.
Неадекватно завышена самооценка - возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается. Не способен признавать собственные ошибки, лень, недостаток знаний. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого, является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.
Высокомерие,
стремление к превосходству, неуважение
и грубость по отношению к другим людям;
часто становится жестким, агрессивным,
неуживчивым. Что является следствием
выраженной негативной коммуникативной
установки. Отсюда проблемы с окружающими.
Заставляя себя сдерживаться (в определенных
условиях), быть корректным, возникает
постоянное напряжение, которое неизбежно
приводит к стрессу, нервному срыву, не
исключено, что разрядка время от времени
происходит за пределами работы – в семье,
в общении с приятелями или в общественных
местах.
II. Во вторую
группу я определила методики «Айзенка
личностный Опросник»,
«К.Леонгарда Характерологический
опросник», «Конструктивный
рисунок человека из
геометрических фигур»,
«Опросник Кейрси»,
«Методика степени удовлетворенности
основных потребностей»
(данная методика применима, как к первой,
так и ко второй группе важных диагностических
вопросов). Эта группа позволяет предположить
возможные личностные нарушения, предшествующие
травме испытуемого. Эти особенности личности
вполне вероятно были свойственны пациенту
с детства, т.к. имеют характер примитивных
защит (по Ненси Мак Вильямс). Травма лишь
усилила их проявление и имеет обусловленный,
а значит обративный характер.
6.7. Айзенка личностный Опросник.
(Eysenck Personality Questionnaire, EPQ)
«Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ) предназначен для диагностики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Так же в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по шкале экстра-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по «шкале лжи» - 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов- «буферные», ответы на которые не учитываются.
Изучение валидности личностного измерения «психотизм» осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем - поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в группах здоровых и больных.
Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.
По данным обследования испытуемого можно сказать, что он - типичный интроверт - спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
По
шкале психотизма у испытуемого
обнаружились показатели выше нормы. Эта
шкала говорит о склонности к асоциальному
поведению, вычурности, неадекватности
эмоциональных реакций, высокой конфликтности,
неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности,
равнодушию. Согласно Айзенку, высокие
показатели по экстраверсии и нейротизму
соответствуют психиатрическому диагнозу
истерии, а высокие показатели по интроверсии
и нейротизму — состоянию тревоги или
реактивной депрессии. Нейротизм и
психотизм в случае выраженности этих
показателей понимаются в качестве «предрасположенности»
к соответствующим видам патологии.