Методика «7 Радикалов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Методика «7 Радикалов» – технология распознавания характера и управления поведением, разработанная врачом-психиатром, психологом-практиком спецслужб РФ - Виктором Викторовичем Пономаренко.
Данная методика позволяет по отдельным (как правило, наблюдаемым воочию, в режиме «реального времени») фрагментам поведения, получить целостное объективное представление о психологическом потенциале индивида. Прежде всего:

Работа содержит 1 файл

7 радикалов.docx

— 95.93 Кб (Скачать)

Эпилептоидность как тенденция в характере учителя, управленца – вещь необходимая. Но она не должна доминировать. Иначе все будут петь жалобными голосами: «Да здравствует наш Карабас удалой! Как славно нам жить под его бородой. Ведь он никакой не мучитель. Он просто наш добрый учитель». При этом все будут затравлены, запуганы, будут лишь дружно маршировать и четко выполнять команды, а дело встанет.

Не  следует также поручать эпилептоиду поздравления с праздниками и юбилеями. Желая обрадовать, развеселить – напугает, доведет до слез. Желая похвалить – оскорбит. Начав за здравие, непременно кончит за упокой.

Особенности построения коммуникации

Как правильно вести себя с эпилептоидом? Очень просто. С самого начала постарайтесь не дать ему сесть себе на шею. Не воспринимайте его попытки влезть с ногами в ваше индивидуальное пространство как знак расположения, доброжелательного внимания.

Покажите  ему, что вы разгадали его намерения. Сумейте отстоять ваше право распоряжаться своими личными вещами, управлять своими поступками, мыслить, высказываться и действовать так, как вы хотите, как вы (а не он!) считаете нужным. Приучите его давать вам советы только тогда, когда вы его об этом попросили. Не принимайте от него подарков, которые явно покушаются на вашу самостоятельность: дорогих украшений, предметов одежды, билетов, путевок...

Существует  золотое правило: чем раньше вы начнете  оказывать сопротивление эпилептоиду, тем психологически легче вам будет это делать. И тем проще (без ссор, без изнуряющего агрессивного противостояния) вам будет получить в его классификации желаемую позицию – «сильный».

А что же делать, если эпилептоид уже давно сидит на вашей шее? Остается единственная возможность. Эпилептоидам по сердцу их собственный стиль поведения. Поэтому, если не получается на равных бороться с ними за лидирующее место в группе, «в стае», заставьте себя... стать аккуратным. Для начала приучите себя не опаздывать на работу. Наведите порядок вокруг себя – в своем гардеробе, на рабочем месте, на кухне... Сложно? Понимаю, что сложно. Но напрягите для этого всю заложенную в вас эпилептоидность. И вам воздастся. Эпилептоид, возможно, впервые за годы совместной жизни (работы), почувствует в вас нечто, с его точки зрения, человеческое, достойное. Он непременно зачтет вам «в плюс» подобные усилия. После этого можете смело заявлять свои претензии на завоеванное таким способом пространство, а затем – и на связанную с ним функцию (а это уже управление, власть).

Если  этот, относительно простой, «недорогой»  с точки зрения энергозатрат, способ поведения вам не под силу, что ж, тогда займите в иерархии эпилептоида то место, какое сможете. Смиритесь с его деспотичностью, грубостью. Поймите, что по-другому общаться он не может. В награду вам достанется его защита. Будете за ним, как за каменной стеной...

 

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ РАДИКАЛ: ВИЖУ ЦЕЛЬ – НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ

Общая характеристика

Параноик (давайте так – любовно –  называть обладателя доминирующего  паранойяльного радикала) склонен к  «застреванию». Но, в отличие от эпилептоида, ослабленного и оттого застревающего на эгоистических тревожно-агрессивных переживаниях, параноику хватает сил застревать не на поверхностных, формальных, а на содержательных сторонах жизни и деятельности. И, застревая, переделывать, преобразовывать их.

Ощущая  в себе большой заряд энергии, параноик ставит перед собой задачи, сложность и масштабы которых  объективно превышают возможности  индивидуума. При этом он переживает необходимость решения этих задач, как свою собственную проблему. Это  очень важно! С одной стороны, он не хочет отказываться от задуманного, но с другой – реально не в  состоянии воплотить в жизнь  свои намерения в одиночку. Вот  из чего рождается настоящее лидерство.

Параноик  – истинный лидер. Он твердо знает, чего хочет. Он преисполнен целеустремленности и энергии. Он воспринимает окружающих как подспорье в реализации своего масштабного замысла, по сути – как  часть самого себя.

Истероид, желая быть на виду, тоже претендует на лидерство. Но, как и все остальное в его исполнении, это не более чем очередная имитация, создание иллюзии. Все начнется и закончится «распушением хвоста» и сотрясанием воздуха.

Стремится к лидерству и эпилептоид. Он хочет быть вожаком стаи. Жестким, авторитарным, требовательным. Эпилептоид не ставит задач преобразования действительности. В лучшем случае он может заставить других выполнять рутинную работу в законсервированных, стабильных условиях существования организации (если только эти «другие» не разбегутся, кто куда, от этого грубого диктата).

Вернемся, однако, к параноикам. Их психологическая (природой предначертанная!) позиция  лидера порождает характерную этику  и эстетику.

Внешний вид

Поскольку специфического паранойяльного типа телосложения не существует, начнем сразу с эстетики, то есть, в нашем случае, с оформления внешности.

Параноики всем стилям предпочитают классический (они, собственно говоря, его и создают). И не только в одежде. У классического  стиля есть как минимум три  качества, созвучных паранойяльной  тенденции. Первое: он выдержал испытание  временем. Второе: его признает подавляющее  большинство людей, он понятен и  близок массам. И третье, главное: классический стиль в мировой культуре отражает определенную социальную позицию –  безусловный приоритет общественных целей и ценностей над индивидуальными. И это становится основой паранойяльной этики.

Отсутствует также яркость и, стало быть, претензия  на исключительность. Классический стиль  заряжен социальным, а не индивидуалистическим содержанием. Он отражает уверенную, консолидированную  силу общества, готовность служить  его интересам.

Если  в характере индивида паранойяльный  радикал сочетается с истероидным, то на его одежде (и в его руках) появляются разного рода знаки принадлежности к идеологическим или профессиональным группировкам: надписи на майках, значки с изображением руководителя партии или ее девизом, флаги, цеховые эмблемы…

Мимика  и жесты

Паранойяльность обнаруживает себя также в жестикуляции и мимике (в меньшей степени, хотя, понятно, что на лице параноика отражается его уверенность в себе, в правильности выбранного пути, его сосредоточенность деятеля).

Параноиков  отличают, по крайней мере, два варианта излюбленной жестикуляции: направляющая и ритмообразующая.

Поскольку параноик всегда уверен, что только он один знает, куда нужно идти, где  искать счастья, он охотно показывает это направление всем желающим. «Указующие персты», «простертые длани» (в том  числе с зажатыми в них головными  уборами) – жесты, типичные для параноиков. Они уверенно тычут пальцем не только в некую «светлую даль», но и, например, в книжную страницу, в лозунг на транспаранте, в чертеж, словом, туда, где четко и ясно выражены их принципы, намерения, цели, символы веры.

Речь  параноика часто сопровождается постукиванием по столу кулаком, ребром ладони, негнущимся напряженным  пальцем. Такое впечатление, что  он задает ритм своим словам, обозначая  начало и конец каждой фразы. Он словно вбивает в голову слушателям высказываемые  мысли.

 Оформление пространства

Оформление  пространства параноиком сводится к  превращению любого помещения в  рабочий кабинет. Он – трудяга, влюбленный в свою работу. Поэтому все, что его окружает, носит отпечаток его основной деятельности, выбранной им цели. Параноик работает везде, где он находится. За чашкой утреннего чая он дорисовывает схему, которую не успел закончить прошлой ночью, потому что его, несмотря на выпитый им в одиночку кофейник, все-таки сморила усталость. Принимая душ и затем одеваясь, он в режиме бормотания проговаривает тезисы своего выступления на предстоящем производственном совещании, с удовольствием перебирает в уме наиболее актуальные и трудоемкие задачи. Ложась в постель, он кладет рядом с подушкой телефон, чтобы ни в коем случае не проспать какое-нибудь важное событие, чтобы ни одна значимая проблема не была – не дай Бог! – решена без его участия.

Особенности поведения

Паранойяльная тенденция в характере – это  целеустремленность, настойчивость, уверенность  в себе, высокая работоспособность, упорство в преодолении препятствий, лидерство, т.е. объективная потребность  в помощниках, обусловленная масштабностью  замыслов… 

Теперь  представьте себе параноика, обделенного  интеллектом. Каких целей он станет добиваться, не считаясь с энергетическими  и людскими затратами? Представили? Вот именно. Это не человек, а братоубийственный  снаряд, каток – бессмысленный  и беспощадный. Не польза обществу, а непоправимый вред станет результатом  его деятельности. Ни в грош не ставя  чужие, собственным идеям параноики (далеко не всегда объективно) придают  повышенное значение.

Остановимся на целеустремленности. Условием ее возникновения, как было сказано, является превращение  в сознании человека объективно многогранной идеи в однобокую, говоря по-русски. Однобокость и упрощенность восприятия мира является оборотной стороной этого качества. Нельзя захватить сознание масс идеей (занятие, любимое параноиками!), не упростив ее до понятного всем и каждому лозунга. А упрощение идей нередко извращает их истинный смысл.

Лидерство, производное от масштабности замыслов, – ценное качество, кто спорит. Но лидер-параноик посвящает свой труд, свою жизнь не сегодняшним, а будущим  поколениям. Он надевает тяжелое ярмо на себя и на своих соратников-современников, тем самым лишая людей обыкновенных человеческих радостей и желаний. «Крепитесь, друзья, – говорит параноик, –  скорее всего, мы погибнем, надорвавшись от непосильного труда, но наши потомки (при этих словах нездоровый блеск  его глаз усиливается) будут жить счастливо!» Проблемы индивидуальности параноику неведомы, он их брезгливо  отбрасывает, воспринимает как недостойное  нытье. Он считает людей десятками, сотнями тысяч, миллионами и миллиардами…

Параноик  жаждет и добивается коренных преобразований во всем, за что ни возьмется. Он глубоко  копает. Во многих случаях это хорошо. Без этого мир застыл бы на месте  и погиб. Но именно желание коренных преобразований быстрее всего приводит к гибели цивилизации. Добавим к  сказанному негибкость параноиков, их склонность во всех ситуациях следовать  одним и тем же путем – и  диалектическое описание качеств поведения, присущих этой тенденции, готово.

 

Посильные задачи

Любая задача, предполагающая получение конкретного  результата, может быть доверена параноику. Он сразу же постарается укрупнить  замысел, увеличить масштабы решаемой задачи, вывести ее из разряда обычных, заурядных в первоочередные. Он развернет деятельность столь бурную, что все прочие цели, стоящие перед организацией, отступят на второй план. Поручите ему создать в строительной фирме, скажем, юридический отдел, и вскоре его усилиями это подразделение разрастется и будет претендовать на ведущую роль в организации (а там и вся фирма превратится в юридическую).

Не  следует поручать параноику работу, требующую внимания к конкретному  человеку, к его индивидуальным проблемам. Из параноика плохой социальный работник, врач, воспитатель. Он не хочет и  не умеет сочувствовать, сопереживать, вообще, тратить время на «единицу». Не может параноик и соотносить свое мнение с мнением других людей, вносить коррективы в собственную позицию. Поэтому переговорщик из него неважный – негибкий, упертый, стремящийся подавить оппонента. Подобная манера вести переговоры приведет к разрыву отношений, к конфронтации.

Особенности построения коммуникации

Грубой  коммуникативной ошибкой в отношении  параноика будет попытка его  переубедить. Это не значит, что следует  занимать пораженческую позицию. Просто сколь бы красноречивы и доказательны вы ни были в речах, обращенных к  параноику, он не воспримет их, останется  при своем мнении, и вы даром  потратите силы. Как же быть?

Если  идея, которой предан параноик, вас  напрямую не затрагивает – оставьте его в покое. Если же он оказался прямо на вашем пути, что вынуждает  вас либо бороться, либо сдаться, – боритесь. Только не с ним непосредственно. Выходите на вышестоящий уровень, на руководство (с надеждой, что там нет его единомышленников или что там нет параноиков, а с истероидами, эпилептоидами и т.д. справиться значительно легче). Апеллируйте к общественности, вербуйте сторонников. Вовсю эксплуатируйте собственную паранойяльность. А если ее в вас мало – сдавайтесь. Устраивайтесь ему в кильватер и, уверяю вас, вы не пожалеете. Благодаря такому флагману (он же – локомотив) вы далеко продвинетесь в своих социальных достижениях.

Параноик  снисходителен к бывшим оппонентам. Когда они приходят к нему с  повинной, параноик воспринимает это  как само собой разумеющееся. Конечно, ведь он-то никогда не сомневался в своей правоте, деля мир на единомышленников (т.е. праведников) и инакомыслящих (т.е. заблудших). Поэтому для него переход из стана заблудших в стан праведников – событие естественное и желанное.

 

 

 

 

ЭМОТИВНЫЙ РАДИКАЛ, ИЛИ…

Общая характеристика

Внутренним  условием формирования эмотивного радикала является высокая эмоциональная чувствительность. Люди, обладающие подобной чувствительностью, эмоционально откликаются на мельчайшие нюансы происходящего. Это, как утверждают многие исследователи, врожденная особенность функционирования мозга.

Внешний вид

Специфических особенностей телосложения, присущих эмотивному радикалу, не существует. Однако уместно сказать, что каким бы ни было телосложение обладателя эмотивного радикала, стороннему наблюдателю оно покажется гармоничным.

Информация о работе Методика «7 Радикалов»