Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ интересов, установок и ценностей студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие интересы как направленность личности;

- изучить психологические установки личности, их виды и значение;

- рассмотреть ценности и ценностные ориентации в жизни человека;

- изучить экспериментальные методики психодиагностики интересов, установок, ценностей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     39. Вы согласны ущемить свободу,  чтобы обладать властью? 

     40. Наиболее сильное потрясение  для Вас отсутствие денег? 

     Обработка и интерпретация результатов  теста

     Ключ  к тесту

     Вариант 1    Вариант 2    Вопросы

     Процесс      Труд            1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

     Результат    Свобода       2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

     Альтруизм    Власть         3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

     Эгоизм        Деньги         4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

     За  каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.

     Интерпретация результатов теста

     Ориентация  на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываютсянад достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

     Ориентация  на результат. Люди, ориентирующиеся  на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки  суете, помехам, неудачам.

     Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

     Ориентация  на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных профессий” встречается довольно часто.

     Ориентация  на труд. Обычно люди, ориентирующиеся  на труд, все время используют для  того, чтобы что-то сделать, не жалея  выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

     Ориентация  на деньги. Ведущей ценностью для  людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

     Ориентация  на свободу. Главная ценность для  этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.

     Ориентация  на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью  является влияние на других, на общество.

     Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

     Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

     Следует отметить, что можно, на основании  результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

     1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.

     2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены  чрезвычайно слабо. 

     3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

     В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти причины  могут быть временными и не нуждаться в коррекции. 

     Приложение 3 

     Методика  Ценностные ориентации (М.Рокич) 

     Инструкция  к тесту  

     Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

     Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем  выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми  оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

     Разработайте  не спеша, вдумчиво. Конечный результат  должен отражать Вашу истинную позицию".

     Тест

     Список  А (терминальные ценности):

     1. активная деятельная жизнь (полнота  и эмоциональная насыщенность жизни);

     2. жизненная мудрость (зрелость суждений  и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом);

     3. здоровье (физическое и психическое);

     4. интересная работа;

     5. красота природы и искусства  (переживание прекрасного в природе  и в искусстве);

     6. любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком);

     7. материально обеспеченная жизнь  (отсутствие материальных затруднений);

     8. наличие хороших и верных друзей;

     9. общественное призвание (уважение  окружающих, коллектива, товарищей  по работе);

     10. познание (возможность расширения  своего образования, кругозора,  общей культуры, интеллектуальное  развитие);

     11. продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

     12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

     13. развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие  обязанностей);

     14. свобода (самостоятельность, независимость  в суждениях и поступках);

     15. счастливая семейная жизнь; 

     16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

     17. творчество (возможность творческой  деятельности);

     18. уверенность в себе (внутренняя  гармония, свобода от внутренних  противоречий, сомнений).  

     Список  Б (инструментальные ценности):

     1. аккуратность (чистоплотность), умение  содержать в порядке вещи, порядок  в делах; 

     2. воспитанность (хорошие манеры);

     3. высокие запросы (высокие требования  к жизни и высокие притязания);

     4. жизнерадостность (чувство юмора);

     5. исполнительность (дисциплинированность);

     6. независимость (способность действовать  самостоятельно, решительно);

     7. непримиримость к недостаткам  в себе и других;

     8. образованность (широта знаний, высокая  общая культура);

     9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

     10. рационализм (умение здраво и  логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

     11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

     12. смелость в отстаиваниях своего  мнения, взглядов;

     13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

     14. терпимость (к взглядам и мнениям  других, умение прощать другим  их ошибки и заблуждения);

     15. широта взглядов (умение понять  чужую точку зрения, уважать иные  вкусы, обычаи, привычки);

     16. честность (правдивость, искренность);

     17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

     18. чуткость (заботливость).

     Обработка и интерпретация результатов  теста

     Закончив  работу, проанализируйте результат  ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места, ответьте себе на вопрос: "Почему вы их так оценили?"

     Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в  вашем представлении ценности - цели и ценности - средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.

     Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и  т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

     Если  не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. 
 
 
 
 

Информация о работе Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики