Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ интересов, установок и ценностей студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие интересы как направленность личности;

- изучить психологические установки личности, их виды и значение;

- рассмотреть ценности и ценностные ориентации в жизни человека;

- изучить экспериментальные методики психодиагностики интересов, установок, ценностей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     - инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. 17

     Это деление соответствует традиционному  делению на ценности-цели и ценности-средства.

     Тест  личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной  сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

     Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич  различает два класса ценностей:

     Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором  из 18 ценностей.

     Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

     Это деление соответствует традиционному  делению на ценности - цели и ценности-средства.

     При анализе полученных ранжировок ценностей, нужно обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

     Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.18

     Полученные  результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

     - в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;

     - при консультировании по вопросам карьерного роста;

     - в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);

     - при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;

     - при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;

     - при изучении мотивационной сферы сотрудников;

     - при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;

     - при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д. 19

     В целях выявления ценностной ориентации студентов нами было проведено психодиагностическое исследование при помощи методики Ценностная ориентация М. Рокича. В качестве респондентов выступали студенты 5 курса, специальности «Управление персоналом» в количестве 50 человек. По данной методике были получены следующие результаты.

     У большинства респондентов на первом месте стоят терминальные ценности: у 48% (24 человека) - интересная работа, у 21% (11 человек) -материально обеспеченная жизнь, у 17% (8 человек) - уверенность в себе, у 13% (7 человек) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

     У 1 % не удалось выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

     Таким образом, было выявлено, что для большинства представителей специальности «Управление персоналом» наиболее важны ценности профессиональной самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности, достижение профессионализма деятельности, наличие интересной работы и материального обеспечения. Данные ценности говорят о желании студентов применять свои знания и умения, сделать что-либо полезное для страны и людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, можно сделать выводы о  том, что ценности, установки и  интересы во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности они представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

     Установка — это не осознаваемое личностью  состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём.  

     Явлению психологической установки посвящено  большое число экспериментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

     Ценности  занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

     Совокупность  сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности.

     В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты  изучения интересов, установок и их типов, рассмотрено понятие «ценностные ориентации», описано влияние направленностей этих понятий на профессиональную деятельность.

     Эмпирическая  часть исследования показала, что среди студентов преобладает тип интересов – предпринимательство и домоводство, то есть выбранная специальность отвечает их интересам и целям. Студенты ориентированы на результат, такие люди считаются одними из самых надежных, так как они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам и неудачам.

     Также было выявлено, что выявлено, что  для большинства представителей специальности «Управление персоналом»  наиболее важны ценности профессиональной самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности, достижение профессионализма деятельности, наличие интересной работы и материального обеспечения. Данные ценности говорят о желании студентов применять свои знания и умения, сделать что-либо полезное для страны и людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Бузинов, М. Н. Индивидуальные и общественные интересы [текст]/ Бузинов М. Н. // Популярная психология.- 2006.- №4.- С. 72-76.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие [текст]/ Выготский Л. С.- М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 314 с.
  3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: Учебник для вузов [текст]/ Грановская Р. М.– СПб.: Свет, 2005. – 421 с.
  4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебное пособие [текст]/ Ильин Е. П. – СПб.: Питер, 2006. – 311 с.
  5. Курев, А. Д.  Мотивы деятельности человек [текст]/ Курев А. Д. // Вопросы психологии. – 2006.- № 10.- С. 41-45.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учебник для вузов [текст]/ Леонтьев А.Н. -М.: Просвещение, 2006.- с. 261.
  7. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: Учебное пособие [текст]/ Ломов Б. Ф. -М.: Наука, 2006.- 210 с.
  8. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры [текст]/ Малахов В. А. // Философская мысль, 2008.- № 5.- С. 76-83.
  9. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений [текст]/  Немов Р. С.  - М., Владос.- 2005.-387 с.
  10. Никандров, В.В. Психомоторика: Учебное пособие[текст]/ Никандров В. В. – СПб.: Речь, 2006.-280 с.
  11. Реан, А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие [текст]/ Реан А. А. -СПб., 2006.- 304 с.
  12. Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы: Учебное пособие [текст]/ Резапкина Г.В.- М.: Генезис, 2005.- 211 с.
  13. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности: Учебное пособие [текст]/ Ручка А. А. –М.: Знание, 2006.- 289 с.
  14. Федоришкин, А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека [текст]/ Федоришкин А. Н. // Проблемы выживания. - 2006.- № 6. -С. 9-14.
  15. Хинман, Л. К. Основные моральные установки [текст]/ Хинман Л.К. // Популярная психология.-2009.- №7.- с.52-59.
  16. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы [текст]/Шерковин Ю. А. // Психологический журнал. - 2007. - № 5. – С. 34-39.
  17. Шибутани, Т. В. Социальная психология: Учебное пособие [текст]/ Шибутани Т. В. -  М.: Издательство Звезда, 2006.- 218 с.
  18. Шорохова, Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике [текст]/ Шорохова Т.В. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - № 9.- с. 38-41.
  19. Шупейко, И. Г.  Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения [текст]/ Шупейко И. Г.  — Минск : БГУИР, 2008.- с. 289.
  20. Якобсон, И.С. Психология человека: Учебное пособие [текст]/ Якобсон И. С. -   М.: Изд-во «Мысль», 2006.- 312 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

«Карта  интересов» А. Е. Голомштока 

     Назначение  теста

     Исследование  профессиональных интересов респондентов. 

     Инструкция  к тесту 

     Данные  вопросы касаются вашего отношения  к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.

     Тестовый  материал

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
  3. Выяснять устройство электроприборов.
  4. Читать научно-популярные технические журналы.
  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
  21. Проводить опыты по физике.
  22. Ухаживать за животными растениями.
  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
  25. Коллекционировать камни, минералы.
  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
  30. Участвовать в военных играх, походах.
  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
  32. Замечать и объяснять природные явления.
  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
  40. Заниматься физической культурой и спортом.
  41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
  42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
  44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
  45. “Читать” географические и геологические карты.
  46. Участвовать в спектаклях, концертах.
  47. Изучать политику и экономику других стран.
  48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
  49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
  50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Информация о работе Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики