Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ интересов, установок и ценностей студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие интересы как направленность личности;

- изучить психологические установки личности, их виды и значение;

- рассмотреть ценности и ценностные ориентации в жизни человека;

- изучить экспериментальные методики психодиагностики интересов, установок, ценностей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

     Духовные  ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

     При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и  в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т. п.

     Т.В. Шибутани выделил второе основание классификации ценностей - по субъектам. Здесь различают ценности:10

     - индивидуальные,

     - групповые

     - общечеловеческие.

     Индивидуальная, или личностная, ценность -- это ценностная значимость предмета, явления, идеи для  конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

     Если  же мы говорим о групповых или  общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая  их совокупность.

     Групповые ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

     Общечеловеческие  ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

     В своей работе И.С. Якобсон (2006) дал следующее определение: «Ценностные ориентации - это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного».11

     Совокупность  сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности.

     Развитые  ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Важнейшими ценностными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.

     Устойчивая  и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как ценность, надежность, верность определенным принципам и  идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций -- признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

     Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях  материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей  характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

     Таким образом, ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентаций. 
 

Глава 2. Методы диагностики  интересов, установок и ценностей 
 

     По  мнению В.В. Никандрова, тесты применяются для определения способностей человека и прогнозирования его поведения с давних пор. Один из первых психологических тестов был описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пили воду. Другие же, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. 12

     В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон  впервые использовал тесты для  измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника, до его искренности. 

2.1. «Карта интересов»  А. Е. Голомштока 
 

     Интересы  являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы  и представляют собой форму проявления потребностей. В.Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности отражают тенденцию к реальному овладению ими. Профессиональные интересы формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение.13

     “Карта  интересов” – опросник, включающий 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности.

     Методика  Голомштока "Карта интересов" (Приложение 1) — незаменимый инструмент психолога, профессионального консультанта, проводящего профориентацию и т.д. Благодаря комплексному подходу, карта интересов позволяет не только определить сферы профессиональных интересов, но и оценить степень сформированности у него этих интересов, а также выяснить, насколько он осведомлен о мире профессий. 14

     Методика  используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может  применяться для обследования как  подростков, так и взрослых. Также рекомендуется этот тест для лиц, меняющих профессию.

     Под профессиональной ориентацией понимается формирование или выявление определённых профессиональных предпочтений.

     В целях выявления направленности интересов личности нами было проведено  психодиагностическое исследование при  помощи методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока. В качестве респондентов выступали студенты 5 курса, специальности «Управление персоналом» в количестве 50 человек. По данной методике были получены следующие результаты.

     У 78% (39 человек) респондентов выявлен тип интересов- «предпринимательство и домоводство», у 13 % (7 человек) интересы типа- «история и политика», 9 % ( 4 человека) – «литература и искусство».

     Таким образом, было выявлено, что у большинства  студентов преобладает тип интересов  – предпринимательство и домоводство, то есть выбранная специальность отвечает их интересам и целям. 

     2.2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной 

     Социально-психологические  установки есть состояния психологической  готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.15

     Тест  О.Ф. Потемкиной (Приложение 2) позволяет рассмотреть второстепенные составляющие системы потребностей и мотивации. Методика также направлена на выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть», «труд – деньги».

     В целях выявления социально-психологических установок личности нами было проведено психодиагностическое исследование при помощи методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

     В качестве респондентов выступали студенты 5 курса, специальности «Управление  персоналом» в количестве 50 человек. По данной методике были получены следующие  результаты.

     У 34 % (17 человек) респондентов была выявлена ориентация на результат (деньги), число ориентированных на альтруизм (свобода) составило 27 % (14 человек), ориентированных на процесс (труд)- 26 % (13 человек), ориентация на эгоизм (власть) была выявлена у 13 % студентов (6 человек).

     Согласно  О.Ф. Потемкиной, при ориентации на процесс люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.16

     Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать  результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

     Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

     Известная доля «разумного эгоизма» не может  навредить человеку. Скорее более  вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

     Люди, ориентирующиеся на труд, все время  используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска  и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния.

     Главная ценность для людей, ориентирующихся  на свободу – свобода. Очень часто  ориентация на свободу сочетается с  ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

     Для людей с ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние  на других, на общество.

     Таким образом, было выявлено, что среди студентов наибольшее количество ориентированных на результат, а это значит, что личности, ориентирующиеся на результат, считаются одними из самых надежных, так как они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам и неудачам. 

     2.3. Тест «Ценностная  ориентация» М.  Рокича 

     Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

     Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича (Приложение 3), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

     М. Рокич различает два класса ценностей:

     - терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

Информация о работе Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики