Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ интересов, установок и ценностей студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие интересы как направленность личности;

- изучить психологические установки личности, их виды и значение;

- рассмотреть ценности и ценностные ориентации в жизни человека;

- изучить экспериментальные методики психодиагностики интересов, установок, ценностей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     В работе Е.П. Ильина (2006) отмечено, что «различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М.В.Ломоносов, А.М.Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором – об активном интересе; но пассивный и активный интересы – это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот». 4

     Интересы  формируются и закрепляются в  процессе деятельности, посредством  которой человек входит в ту или  иную область или предмет. Поэтому  сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

     Развитие  интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.

     Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя. Следует отметить, что в направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия. 

     1.2. Психологические установки личности, их виды и значение 

     При исследовании личности важнейшее место  занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

     Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

     Л.К. Хинман в работе «Основные моральные установки» дал следующее определение: «Установка, - писал автор — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём».   5

       По мнению И.Г. Шупейко, однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.6

     Позитивная  установка - способ видения и склонность акцентировать внимание на плюсах:

     - на том, что есть, а не на том, чего не хватает,

     - на ресурсах, а не угрозах и опасностях,

     - на достоинствах, а не недостатках,

     - на опыте успеха, а не грузе неудач,

     - на радостях, а не на печалях.

     Основа  позитивной установки - высокая внутренняя энергетика и убежденность, что мир  прекрасен. Передается генетически  большинству людей, далее укрепляется или разрушается внешними воздействиями, в первую очередь родительскими влияниями.

     Негативная  установка - способ видения и склонность акцентировать внимание на минусах:

     - не на том, что есть, а на том, чего не хватает,

     - не на ресурсах, а на угрозах и опасностях,

     - не на достоинствах, а на недостатках,

     - не на опыте успеха, а на грузе неудач,

     - не на радостях, а на печалях.

     Негативная  установка обычно начинает появляться (проявляться, фиксироваться) в силу следующих причин:

     - личностная беспомощность: когда человек не может справиться с ситуацией, не имеет для этого сил, знаний и умений, он обычно снижается до негативных шаблонов видения и поведения. Кроме того, в ситуации личностной беспомощности обычно включается психологическая защита.

     - привлечение внимания

     - борьба за власть

     - месть

     Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется  как на основе личного прошлого опыта  человека, так и под влиянием других людей.

     Установка может быть направлена на различные  объекты или даже на разные стороны  одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка  может быть направлена:

     - лично на самого собеседника;

     - на суть беседы;

     - на обстоятельства разговора и т.д.

     Явлению психологической установки посвящено  большое число экспериментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

     Таким образом, установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время.  

     1.3. Ценности и ценностная  ориентация в жизни  человека 

     Ценности  занимают важнейшее место в жизни  человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

     Этимологический смысл этого слова весьма прост  и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это  могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры.

     Л.С. Выготский писал: «ценности — это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества ( благо, добро, зло, прекрасное и безобразное , заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям».7

     Ценность  соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

     Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

     Личностный смысл ценности - это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.8

     В то же время следует отметить, что  смысл ценностей для людей  неоднозначен, он зависит от их положения  в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

     В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к  которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому  ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

     Многообразие  ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

     По  мнению В.А. Малахова, в соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:9

     - материальные

     - социально-политические

     - духовные

     Материальные  ценности - это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. К предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Информация о работе Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики