Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ интересов, установок и ценностей студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие интересы как направленность личности;

- изучить психологические установки личности, их виды и значение;

- рассмотреть ценности и ценностные ориентации в жизни человека;

- изучить экспериментальные методики психодиагностики интересов, установок, ценностей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

                    Государственное образовательное  учреждение 

                     высшего профессионального образования

       «Стерлитамакская государственная  педагогическая академия 

                                      им. Зайнаб Биишевой» 
 

                     Кафедра психологии 
                 

              

               КУРСОВАЯ РАБОТА

                                  по психодиагностике персонала

     Меры  интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики 
 
 

                     Выполнила: студентка гр. 51 У

                  факультета  экономики и управления

                     Ибатуллина  А. Ф.

                     Научный руководитель:

                     к. п. н., доцент

                     Ильясова  Э. Н. 
                 

           Стерлитамак  2010 
           
           

Введение 

     В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения и т.д. Данными проблемами занимались многие исследователи, в том числе М.Н. Бузинов, В.А. Малахов, А.А. Ручка, А.Н. Леонтьев, Л.К. Хинман. Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют её, третьи непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности.

     Первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя. Следует отметить, что в направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.

     При исследовании личности важнейшее место  занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

     Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

     Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

     Целью данной курсовой работы является исследование и анализ интересов, установок и ценностей студентов.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - раскрыть понятие интересы как направленность личности;

     - изучить психологические установки личности, их виды и значение;

         - рассмотреть ценности и ценностные ориентации в жизни человека;

         - изучить экспериментальные методики психодиагностики интересов,      установок, ценностей.

     Объектом исследования являются выявление интересов, установок и ценностей студентов.

     Предметом исследования в работе являются выявление качеств, связанных с ценностными ориентациями и направленностью установок и их отражение в деятельности студентов, обучающихся специальности «управление персоналом».

     Гипотеза  данной курсовой работы заключается  в том, что при помощи методики «Карта интересов» А. Е. Голомштока, методики диагностики «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф Потемкиной,  методика «Ценностные ориентации» М. Рокича можно изучить влияние направленности интересов, установок, ценностей на профессиональную деятельность.

     Характеристика  основной выборки исследуемых: в  эксперименте приняли участие 50 человек  – студенты Стерлитамакской педагогической академии имени З. Биишевой, группы 51 и 52 У, факультета экономики и управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность интересов, установок и ценностей 

1.1. Интересы как направленность личности 
 

     Во  все расширяющемся контакте с  окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами  действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес – специфическую направленность на него личности.

     Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

     По  мнению Т.В. Шороховой, интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.1

     Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес – тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование – направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.  

     Как направленность помыслов, интерес существенно  отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется  потребность. Интерес сказывается  на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека.

     По  мнению М.Н. Бузинова, существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. "Опредмеченность" интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса. 2

     Отметим, что чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

     Само  эмоциональное состояние, вызванное  интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

     А.Д. Курев писал: «Интерес к тому или иному предмету – к науке, музыке, спорту – побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань». 3

     Интересы  различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого – на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

     В интересе к тому или иному объекту  обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят  о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз. Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный.

     С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес  целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один – в практической деятельности или науке, а другой – в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.

Информация о работе Меры интересов, установок и ценностей. Методы их психодиагностики