Малоформализованные методики психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Содержание

Введение................................................................................................…….3

Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4

Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11

Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14

Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20

Биографический метод психодиагностики……………………………...22

Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24

Заключение…………………………………………………………..……26

Использованные материалы……………………………………...………27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
align="justify">     Архивные  исследования могут согласовываться  с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю  валидность.

     Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

     Недостатки  архивных исследований

     В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

     При отборе информации легко можно ошибиться  и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

     При анализе данных при условии избыточного  объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

     Разновидности праксиметрического метода

     Биографический  метод;

     Контент-анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Биографический  метод психодиагностики  

     Биографический  метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

     Учёт  биографии изучаемого лица имеет  свое обоснование в принципе историзма. Суть принципа историзма заключается в том, что при оценке любого явления надо исследовать его возникновение, развитие и настоящее состояние.

     Структура жизненного пути имеет свои фазы и  генетические переходы между ними. Именно на этих переходах и стыках происходят важнейшие жизненные перемены.

     Установление  времени переходов от фазы к фазе в истории жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события  жизни нации (группы) может способствовать пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения.

     Изучение  жизненного пути человека целесообразно  начинать с трёхлетнего возраста. Личность человека в огромной мере  формируется  на  протяжении первых трёх-пяти лет жизни.

     Трёхлетний  возраст связан с наиболее  ранними  переживаниями детства, сначала с осознания своего "Я". В этот период человек впервые "встречается" с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.

     Здесь большую роль оказывают родители, которые, находясь в условиях независимой  от них социальной ситуации, закладывают в ребёнка определённые идеальные "программы", которые у личности  становятся  "мостом" от  прошлого к будущему.

     Эти программы преломляются через эмоциональный  мир детей на восприятие мира в  детском саду, ВУЗе, в повседневной жизни.

     В соответствии с этими программами формируются черты характера.

     Подобное  характерно и для других периодов, особенно для стыков между этими  периодами. Здесь полезно руководствоваться  данными генетической психологии.

     Из  многих схем, получивших признание  научной общественности, целесообразно рассмотреть схему Э.ЭРИКСОНА.

     Согласно  ЭРИКСОНУ человек в своём психическом  развитии проходит 8 фаз:

     1. ПЕРВЫЙ ГОД - (доверие – недоверие). В зависимости от ухода у  ребёнка формируется отношение  к обстановке, хаосу, враждебности.

     2. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ГОДЫ - (самостоятельность – зависимость). Формируются навыки и качества самостоятельности, адекватности в реакциях и  самоконтроля. Усиленная опека ведёт к формированию чувства стыда и сомнений.

     3. ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ ГОД - (инициатива  – чувство вины). Отношение родителей к самостоятельности в действиях ведут к формированию инициативы или полнейшей безынициативности.

     4. ШЕСТОЙ –  ОДИННАДЦАТЫЙ ГОД  - (трудолюбие – комплекс  неполноценности). Стремление ребёнка к познанию  общих  закономерностей  бытия,  овладение техническими умениями и навыками ведёт его к воспитанию трудолюбия. Если же всему ставятся всяческие препятствия, активность ребёнка классифицируется как глупость, и от него отмахиваются, то создаются условия для культивирования комплекса неполноценности.

     5. ДВЕНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ  - (идентификация личности–смещение  ролей). В этот период подросток  начинает смотреть на мир с  разных сторон. При неблагоприятных  условиях подросток переживает  смятение в ролевом поведении,  не находя себе места в социальном окружении.

     6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ - (интимность  – изоляция). Взаимодействие  с  противоположным полом ведёт  к воспитанию интимности, неудачи  – к развитию одиночества.

     7. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ - (коллективизм  – эгоизм). Жизненная активность  может вылиться далеко за пределы личности. Человек может ориентироваться на семью, общество, будущее.

     8. СТАРОСТЬ - (чувство исполненного  долга – отчаяние). В эту последнюю  стадию жизни человек оценивает  пройденный путь. Один может удовлетвориться  своими делами и спокойно ждать смерти, другой от сознания напрасно потраченных лет, может прийти в отчаяние.

     Получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и  исторической психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контент-анализ как метод психодиагностики 

     Контент-анализ - один из наиболее разработанных и  строгих методов анализа документов.

     Контент-анализ (англ. — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

     Этот  тип исследования называют еще формализованным  анализом документов.

     Контент-анализ широко распространен не только в  психологии, но и в других социальных науках. Этот метод можно рекомендовать  для анализа исторических документов и т. д.

     Во  время второй мировой войны имел место, пожалуй, самый знаменитый эпизод в истории контент-анализа — предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.

     С помощью контент-анализа изучалась  религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия  эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

     Цели  контент-анализа  в социально-психологическом  исследовании:

     - изучение социально-психологических  особенностей создателей (авторов;  отдельных личностей, группы, в  том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и тенденций;

     - изучение реальных социально-психологических  явлений, отраженных в содержании  сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

     - изучение социально-психологических  особенностей их адресатов;

     - изучение социально-психологических  аспектов воздействия авторов  на адресатов как представителей  личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

     - обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка  открытых вопросов анкет и  интервью, данных проективных методик  и т. д.).

     Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

     Выбор объекта и единиц анализа —  чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как  проявляется изучаемое явление, событие, процесс.

     Стандартные единицы при анализе текста в  контент-анализе:

     1) слово (термин, символ),

     2) суждение или законченная мысль,

     3) тема,

     4) персонаж,

     5) автор,

     6) целостное сообщение.

     Основные  этапы контент-анализа:

     1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид;

     2) подсчет частотных распределений  и выявление взаимосвязей единиц  анализа;

     3) интерпретация результатов.

     Контент-анализ используется при анализе результатов  применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д.

     Различают четыре методологии контент-анализа:

     грамматический  (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка;

     семантический (социологический) — по экспертным оценкам содержания,

     документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, информационная емкость и информативность);

     цитационный — анализ библиографических ссылок в научной литературе.

     Недостаток  контент-анализа - громоздкая процедура.

     Контент-анализ обладает массой достоинств:

     нет эффекта воздействия исследователя  на поведение испытуемых,

     данные  проверены на надежность. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Малоформализованные методики дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).

     Малоформализованные методы дают возможность познакомиться  с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим  местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и определять степень искренности исследуемого.

     Так как использование малоформализованных  методов требует высокого профессионализма, то применяются они совместно с методиками высокоформализованными, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.

     Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики