Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Введение................................................................................................…….3
Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4
Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11
Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14
Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20
Биографический метод психодиагностики……………………………...22
Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24
Заключение…………………………………………………………..……26
Использованные материалы……………………………………...………27
Содержание
Введение.................
Наблюдение
как метод психодиагностики…………
Беседа
как метод психодиагностики…………
Интервью
как метод психодиагностики…………
Праксиметрический
метод психодиагностики……………………
Биографический
метод психодиагностики……………………
Контент-анализ
как метод психодиагностики…………
Заключение………………………………………
Использованные
материалы……………………………………...………
Введение
Средства,
которыми располагает современная
психодиагностика, по своему качеству
подлежат разделению на две группы:
формализованные и
К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные
диагностические методики не следует
противопоставлять
Наблюдение
как метод психодиагностики
Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Особенности метода наблюдения:
непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
влияние наблюдателя на объект наблюдения;
влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Научное
наблюдение связано с прямым, непосредственным
восприятием событий или
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
осуществляется по заранее продуманному плану;
данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
оперативность получения информации;
объективность, конкретность данных;
единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
возможность
использования опыта
возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
невозможность повторения событий ситуации;
трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
искажение
естественного состояния
пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
Типичные ошибки наблюдения:
Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
нужно
получить целостную картину
Классификация видов наблюдения
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.
Контролируемое наблюдение
заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.
Неконтролируемое наблюдение
применяется
в исследованиях
при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
Открытое наблюдение :
предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.
Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,
Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:
предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.
Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.
Варианты включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
наблюдаемые
не знают, что их поведение фиксируется
(дети, играющие в комнате, одна стена
которой — зеркало Гезелла; фокус-группы).
Это позволяет фиксировать
Невключенное наблюдение:
осуществляется со стороны,
наблюдатель не является участником происходящих событий.
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
Полевое наблюдение:
самый распространенный вид исследования,
протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
безучастное,
пассивное,
активно соучаствующее.
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.
О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
Лабораторное наблюдение:
характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики