Малоформализованные методики психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Содержание

Введение................................................................................................…….3

Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4

Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11

Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14

Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20

Биографический метод психодиагностики……………………………...22

Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24

Заключение…………………………………………………………..……26

Использованные материалы……………………………………...………27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 

     Содержание 

     Введение................................................................................................…….3

     Наблюдение  как метод психодиагностики…………………………….…4

     Беседа  как метод психодиагностики…………………………………….11

     Интервью  как метод психодиагностики…………………………..…….14

     Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20

     Биографический  метод психодиагностики……………………………...22

     Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24

     Заключение…………………………………………………………..……26

     Использованные  материалы……………………………………...………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Средства, которыми располагает современная  психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: формализованные и малоформализованные  методики. К формализованным методикам  относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

     К малоформализованным методикам  следует отнести наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

     Малоформализованные диагностические методики не следует  противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно  дополняют друг друга. В полноценном  диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения. 
 
 
 
 
 
 
 

     Наблюдение  как метод психодиагностики 

     Наблюдение - целенаправленное, организованное и  определенным образом фиксируемое  восприятие исследуемого объекта.

     Особенности метода наблюдения:

     непосредственная  связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

     данные  об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

     целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

     зависимость данных от состояния и установок  наблюдателя;

     влияние наблюдателя на объект наблюдения;

     влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

     Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

     Оно имеет много общего с обыденным  наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

     Отличия научного наблюдения от обыденного:

     четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

     осуществляется  по заранее продуманному плану;

     данные  наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;

     полученная  информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

     Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

     Преимущества  метода наблюдения:

     непосредственное  восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

     оперативность получения информации;

     объективность, конкретность данных;

     единство  эмоционального и рационального  в восприятии ситуации;

     расширение  возможностей интуиции в понимании  и объяснении явлений;

     возможность точнее понять смысл поведения людей  за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

     возможность использования опыта наблюдателя  в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

     возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

     Недостатки  метода наблюдения:

     локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

     невозможность повторения событий ситуации;

     трудность дифференциации и выделения признаков  наблюдаемой ситуации;

     искажение естественного состояния объекта  ограничивает возможности для обобщения;

     пассивность метода, его зависимость от имеющихся  на момент наблюдения состояний объекта.

     ограничены  возможности получения данных о  целях, мотивах поведения;

     субъективность, искажение, ошибки в регистрации  признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

     Типичные  ошибки наблюдения:

     Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя  ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

     Эффект  снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

     Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

     Ошибка  корреляции- оценка одного признака поведения  дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается  по беглости речи).

     Ошибка  контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

     Ошибка  первого впечатления - первое впечатление  об индивиде определяет восприятие и  оценку его дальнейшего поведения.

     Наблюдение  незаменимо в случаях, когда:

     необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,

     нужно получить целостную картину происходящего  и отразить поведение индивидов  во всей полноте.

     Классификация видов наблюдения

     Все разновидности наблюдения могут  сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

     Контролируемое  наблюдение

     заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации  фактов,

     применяется в исследованиях описательного  и экспериментального плана, когда  исследователь знаком с изучаемым явлением.

     Неконтролируемое  наблюдение

     применяется в исследованиях разведывательного  плана с целью предварительного знакомства с проблемой,

     при проведении отсутствует детальный  план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

     Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

     Открытое  наблюдение :

     предполагает  оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,

     осуществляется  с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

     Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

     Включенное  наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

     предполагает  непосредственное участие наблюдателя  в происходящих событиях,

     исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя  изучение данной совокупности как бы изнутри.

     Включенное  наблюдение не всегда используется как  скрытое. Возможны и варианты включенного  открытого наблюдения.

     Варианты  включенного наблюдения:

     наблюдаемые знают о том, что их поведение  фиксируется исследователем (при  изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).

     наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена  которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

     Невключенное  наблюдение:

     осуществляется  со стороны,

     наблюдатель не является участником происходящих событий.

     Невключенное  наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

     Полевое наблюдение:

     самый распространенный вид исследования,

     протекает в естественных для наблюдаемых  условиях;

     реально отражает различные стороны жизни  и деятельности объекта.

     При полевых обследованиях следует  различать наблюдение:

     безучастное,

     пассивное,

     активно соучаствующее.

     Пример  безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

     О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».

     В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

     Лабораторное  наблюдение:

     характеризуется искусственными условиями, которые  только моделируют естественные,

Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики