Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Введение................................................................................................…….3
Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4
Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11
Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14
Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20
Биографический метод психодиагностики……………………………...22
Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24
Заключение…………………………………………………………..……26
Использованные материалы……………………………………...………27
Правила проведения беседы:
Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.
В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).
Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.
Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.
Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.
Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.
От
отношения испытуемого к
Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.
Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.
Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.
С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:
Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.
У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.
В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.
Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности, не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым.
Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.
Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:
Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
Основа для успешного проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.
Соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.
Искусство беседы - в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).
Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.
Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.
Однако внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.
Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).
На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:
возраст,
образовательный (культурный) уровень больного,
особенности приема и переработки информации, характерные для него,
возможность негативного отношения к исследованию,
речевые
особенности будущего испытуемого.
Интервью
как метод психодиагностики
Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Интервью
— это проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с
Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.
Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.
Вторая
роль — интервьюируемый или
Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.
Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.
Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.
Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.
Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.
В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.
Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.
Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.
Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.
Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.
Основные отличия интервью:
непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).
Ситуации, где эффективны интервью:
зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
в
случаях, когда изучаемая проблема
требует использования при
Функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Достоинства интервью:
непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
ситуация
интервьюирования, близкая по форме
к обыденному разговору, способствует
возникновению непринужденной обстановки
общения и повышению
личностный
характер взаимодействия обеспечивает
его большую доверительность, а
также серьезное отношение
возможность
наблюдать психологические
устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
личный
контакт интервьюера с
повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.
Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.
Недостатки интервью:
значительные временные затраты;
малая оперативность;
обстановка интервью может не располагать к откровенности;
необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
трудность подготовки интервьюеров;
требует специальной подготовки и солидного тренинга;
Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики