Малоформализованные методики психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Содержание

Введение................................................................................................…….3

Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4

Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11

Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14

Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20

Биографический метод психодиагностики……………………………...22

Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24

Заключение…………………………………………………………..……26

Использованные материалы……………………………………...………27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Правила проведения беседы:

     Содержание  задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.

     Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление  признаков болезненного состояния.

     В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).

     Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности  ориентировки в месте, времени, собственной  личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.

     Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление  об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.

     Особое  внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.

     Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.

     От  отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.

     Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.

     Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный  отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.

     Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

     С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:

     Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в  его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного  заключения и т. п.

     У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.

     В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.

     Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в  частности, не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между  психологом и испытуемым.

     Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.

     Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:

     Беседа  должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом  консультировании и психотерапии.

     Основа для успешного проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.

     Соблюдение  деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.

     Искусство беседы - в том, какие вопросы и  как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).

     Не  стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.

     Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.

     Однако  внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.

     Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных  данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).

     На  форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:

     возраст,

     образовательный (культурный) уровень больного,

     особенности приема и переработки информации, характерные для него,

     возможность негативного отношения к исследованию,

     речевые особенности будущего испытуемого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Интервью  как метод психодиагностики 

     Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое  взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

     Интервью  — это проводимая по определенному  плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

     Интервью  представляет собой устную беседу между  двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и  придерживающимися разных сценариев  поведения.

     Первая  роль — это интервьюер, функции  которого выполняет профессионально  подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

     Вторая  роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

     Интервьюер  занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную  и выжидательную.

     Интервью  — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.

     Обычную беседу считать «интервью» нельзя —  она протекает стихийно.

     Разговор  на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой  обмен мнениями между двумя или  более людьми.

     Интервью  — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.

     В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

     Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

     Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени  проведения интервью для всех опрашиваемых.

     Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.

     Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.

     Основные  отличия интервью:

     непосредственный, прямой контакт исследователя с  испытуемым (в анкетном опросе контакт  носит, как правило, опосредованный характер);

     устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

     Ситуации, где эффективны интервью:

     зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;

     пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.

     в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности  для респондентов.

     Функции интервью:

     а) получение информации;

     б) воздействие на респондента.

     Достоинства интервью:

     непринужденная  обстановка общения и повышение  искренности ответов;

     большая доверительность и серьезное  отношение информанта к беседе;

     возможность коррекции плана беседы по ее ходу;

     позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;

     ситуация  интервьюирования, близкая по форме  к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;

     личностный  характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а  также серьезное отношение информанта к беседе;

     возможность наблюдать психологические реакции  респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;

     устный  характер контакта позволяет устранить  незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или  разъяснения.

     личный  контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;

     повышается  надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и  ошибок при заполнении вопросников;

     возрастает  содержательность и глубина собираемой информации;

     в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;

     более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;

     при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

     Классическая  форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому  по отдельности.

     Недостатки  интервью:

     значительные  временные затраты;

     малая оперативность;

     обстановка  интервью может не располагать к  откровенности;

     необходимость нанимать большое количество интервьюеров;

     трудность подготовки интервьюеров;

     требует специальной подготовки и солидного  тренинга;

Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики