Малоформализованные методики психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Содержание

Введение................................................................................................…….3

Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4

Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11

Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14

Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20

Биографический метод психодиагностики……………………………...22

Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24

Заключение…………………………………………………………..……26

Использованные материалы……………………………………...………27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

     Преимущество  лабораторного наблюдения – углубленное  изучение отдельных сторон деятельности индивида.

     При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео –  аппаратура, измерительные приборы.

     Систематическое наблюдение:

     проводится  регулярно с заданной периодичностью,

     осуществляется  по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации  всей деятельности наблюдателя, по определенному  плану,

     выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),

     классифицирует  условия внешней среды.

     Несистематическое (случайное ) наблюдение:

     обычно  не планируется, является богатым источником информации,

     трудность данной разновидности наблюдения состоит  в непредсказуемости, случайности возникновения событий,

     продуктивно в течение более или менее  продолжительного промежутка времени.

     Проводится  в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

     Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

     Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых  явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

     Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление  или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

     Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого  через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью  выявить его изменения.

     Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических  явлений и процессов, когда определен  только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

     Чаще  всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

     Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической  психологической информации, когда  заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

     Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

     «Сплошное»  наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности  поведения, доступные для максимально  подробного наблюдения,

     Выборочное  наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры  поведения или типы поведенческих актов.

     Наблюдение  может быть:

     непосредственное;

     с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

     Самым лучшим способом исследования поведенческих  проявлений -сплошное наблюдение.

     Лучший  способ фиксации — скрытая аудиовизуальная  запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической  диагностики интересны все поведенческие  проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

     В ходе наблюдения может фиксироваться  то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

     стиль поведения,

     жесты,

     мимику,

     движения  индивидов и целых групп.

     Наблюдение  используется вкупе с другими  методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

     Метод наблюдения - один из наиболее сложных  и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы  наблюдения.

     В программе прописываются этапы  процедуры исследования методом наблюдения:

     1) выявляется проблемная ситуация,

     2) определяются цели и задачи,

     3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида  или группы), ситуации наблюдения;

     4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

     5) строится план наблюдения (ситуации  — объект — время);

     6) выбирается метод обработки результатов;

     7) осуществляется наблюдение согласно  плана;

     8) проводится обработка и интерпретация  полученной информации.

     Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

     а) карточка наблюдения – предназначена  для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как  правило, в закодированном виде;

     б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

     в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

     Способы и формы описания наблюдения зависят  от того, каков его характер –  поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения.

     1. Запись должна фиксировать наблюдаемый  факт в том виде, в котором  он существовал реально, не  подменяя его описанием личных  впечатлений и разнообразных  суждений самого наблюдателя.  Другими словами, записывать нужно  только что происходило и каким образом («фотографическая запись»).

     2. Запись должна фиксировать не  только наблюдаемый факт, но и  ту окружающую обстановку (фон), в  которой он происходил.

     3. Запись должна по возможности  полно в соответствии с поставленной  целью отражать изучаемую реальность.

     При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного  протокола или дневника (можно  прибегать к таким формам, как  кино-, фото-, видеорегистрация).

     Сплошной  протокол представляет собой обычную  форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию.

     Дневник используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы. Дневник  ведется в тетради с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а подробности – сразу же после окончания наблюдений.

     При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.

     Шкалирование  осуществляется в основном с помощью  бальных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3 – 10 –бальные шкалы. Такие шкалы называют числовыми.

     Примеры. 1. Активность 0 1 2 3 4 5.

     2.Какой  интерес проявляет ребенок во  время занятий:

     совсем  не проявляет (1 балл);

     едва  проявляет (2 балла);

     проявляет какой-то интерес (3 балла);

     проявляет большой интерес (4 балла);

     проявляет жгучий интерес (5 баллов).

     Другой  вариант представляют шкалы прилагательных, которые выражают либо интенсивность, либо частоту исследуемого признака.

     Например, общительный: вполне – средне –  умеренно – вовсе нет;

     пунктуальный: всегда – обыкновенно – средне – иногда – никогда.

     Применяется и графическая форма шкалы, при  которой оценка выражается величиной  части отрезка прямой, крайние  точки которого отмечают нижний и  верхний баллы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Беседа  как метод психодиагностики 

     Беседа  — специфичный для психологии метод исследования человеческого  поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом  и объектом исследования невозможна.

     Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

     Беседа  — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

     Беседа  включается как дополнительный метод  в структуру эксперимента:

     на  первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и

     на  последнем этапе — в форме  постэкспериментального интервью.

     Исследователи различают:

     клиническую беседу - составную часть «клинического  метода»,

     целенаправленный  опрос «лицом к лицу» — интервью.

     Клиническая беседа не обязательно проводится с  пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,

     Ее  цель - в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о  его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

     Клиническая беседа чаще всего проводится в особо  оборудованном помещении.

     Интервью - целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение  в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

     Главная сфера применения интервью — социология. Поэтому по традиции его относят  к социологическим и социально-психологическим  методам.

     Интервью  определяется как «псевдобеседа» - интервьюер все время должен:

     все время помнить, что он — исследователь,

     не  упускать из внимания план,

     вести разговор в нужном ему русле.

     Существует  масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.

Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики