Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Введение................................................................................................…….3
Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4
Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11
Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14
Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20
Биографический метод психодиагностики……………………………...22
Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24
Заключение…………………………………………………………..……26
Использованные материалы……………………………………...………27
исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.
При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
Систематическое наблюдение:
проводится регулярно с заданной периодичностью,
осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое (случайное ) наблюдение:
обычно не планируется, является богатым источником информации,
трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Эпизодическое
наблюдение – это фиксация изучаемых
явлений и событий при
Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.
Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
«Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,
Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
Наблюдение может быть:
непосредственное;
с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений -сплошное наблюдение.
Лучший
способ фиксации — скрытая аудиовизуальная
запись, которую можно было бы неоднократно
анализировать. Для психологической
диагностики интересны все
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:
стиль поведения,
жесты,
мимику,
движения индивидов и целых групп.
Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1)
выявляется проблемная
2) определяются цели и задачи,
3)
определяются объект наблюдения
(отдельные индивиды или
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6)
выбирается метод обработки
7)
осуществляется наблюдение
8)
проводится обработка и
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
а)
карточка наблюдения – предназначена
для регистрации признаков
б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
в)
дневник наблюдателя –
Способы
и формы описания наблюдения зависят
от того, каков его характер –
поисковый или исследующий. Однако
имеются некоторые общие
1.
Запись должна фиксировать
2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.
3.
Запись должна по возможности
полно в соответствии с
При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).
Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию.
Дневник используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы. Дневник ведется в тетради с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а подробности – сразу же после окончания наблюдений.
При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.
Шкалирование осуществляется в основном с помощью бальных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3 – 10 –бальные шкалы. Такие шкалы называют числовыми.
Примеры. 1. Активность 0 1 2 3 4 5.
2.Какой интерес проявляет ребенок во время занятий:
совсем не проявляет (1 балл);
едва проявляет (2 балла);
проявляет какой-то интерес (3 балла);
проявляет большой интерес (4 балла);
проявляет жгучий интерес (5 баллов).
Другой вариант представляют шкалы прилагательных, которые выражают либо интенсивность, либо частоту исследуемого признака.
Например, общительный: вполне – средне – умеренно – вовсе нет;
пунктуальный: всегда – обыкновенно – средне – иногда – никогда.
Применяется
и графическая форма шкалы, при
которой оценка выражается величиной
части отрезка прямой, крайние
точки которого отмечают нижний и
верхний баллы.
Беседа
как метод психодиагностики
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Беседа
— диалог между двумя людьми,
в ходе которого один человек выявляет
психологические особенности
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:
на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и
на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.
Исследователи различают:
клиническую беседу - составную часть «клинического метода»,
целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,
Ее
цель - в ходе диалога с испытуемым
исследователь стремится
Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.
Интервью
- целенаправленный опрос. Метод интервью
получил широкое
Главная
сфера применения интервью — социология.
Поэтому по традиции его относят
к социологическим и социально-
Интервью определяется как «псевдобеседа» - интервьюер все время должен:
все время помнить, что он — исследователь,
не упускать из внимания план,
вести разговор в нужном ему русле.
Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.
Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики