Малоформализованные методики психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Содержание

Введение................................................................................................…….3

Наблюдение как метод психодиагностики…………………………….…4

Беседа как метод психодиагностики…………………………………….11

Интервью как метод психодиагностики…………………………..…….14

Праксиметрический метод психодиагностики…………………….……20

Биографический метод психодиагностики……………………………...22

Контент-анализ как метод психодиагностики…………………………..24

Заключение…………………………………………………………..……26

Использованные материалы……………………………………...………27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     разные  виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;

     невозможность использования интервью в ситуациях  краткосрочных массовых опросов;

     нетерпеливость  респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;

     эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;

     семантические трудности, слова, употребляемые в  анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

     Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:

     отсутствием посторонних лиц;

     созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и  т.п.);

     заботой о психологическом комфорте информанта - внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).

     Неблагоприятная обстановка характеризуется:

     отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;

     занятие информанта рабочими и домашними  делами;

     прямым  или косвенным влиянием посторонних  людей;

     прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к  посторонним людям и т.п.).

     на  улице - наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.

     Виды  интервью:

     качественные  — количественные,

     жесткие — мягкие,

     стандартизированные — нестандартизированные,

     структурированные — неструктурированные,

     формализованные — неформализованные,

     направленные  — ненаправленные,

     фокусированные  — нефокусированные,

     директивные — недирективные,

     личные  — групповые,

     открытые  — закрытые и др.

     По  направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные.

     Рассмотрим  несколько подробнее  каждый из видов интервью.

     Стандартизированного  интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.

     Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.

     Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной  форме высказаться по этому поводу.

     Исследователь пассивен, его главное качество кроме  эмпатии - умение слушать и слышать  своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.

     Направленное  интервью предполагает:

     четкий  план интервью,

     использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,

     «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.

     Достоинство направленной техники:

     относительная простота,

     позволяет использовать не только специалистов,

     возможность последующей стандартизации ответов.

     Недостатки  направленной техники:

     возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,

     некоторая поверхностность ответов, человек  старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает»  побочную информацию, которая может  оказаться интересной и полезной.

     Ненаправленная техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.

     Групповое интервью используется когда исследователя  интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

     Достоинства групповой техники:

     присутствие других людей поощряет человека к  высказыванию, стимулирует реакции  индивидов;

     групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек.

     Недостатки  групповой техники:

     участники располагает меньшим временем для  высказывания, чем при индивидуальном опросе;

     большинство людей в составе группы склонны  конформировать с мнением большинства;

     особое  значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,

     необходимо  достаточно большое помещение, чтобы  участники беседы сидели по кругу, а  не друг за другом.

     В групповом опросе значительнее сложнее  анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.

     Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе  и половозрастного.

     По  числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:

     фокусированное  или направленное;

     нефокусированное (ненаправленное).

     Фокусированное  интервью характеризуется меньшей  стандартизацией поведения респондента  и интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

     Нефокусированное  интервью– характеризуется отсутствием  предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается  тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

     По  количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

     индивидуальное, или личное;

     групповое.

     Индивидуальное  или личное интервью - беседа тет-а-тет  интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при  отсутствии посторонних наблюдателей.

     Групповое интервью - беседа одного интервьюера, который в  этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного  мнения, установления общей точки  зрения на предмет.

     Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

     Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.

     По  месту проведения интервью выделяют :

     по  месту жительства;

     посетителей магазинов;

     по  месту работы.

     По  стилю ведения интервью делятся  на жесткие и мягкие.

     Жесткое интервью - интервьюер может грубо  перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление.

     Этот  метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко  используется в мировой социологии.

     Мягкое  интервью - предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.

     По  целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.

     Диагностическое интервью - используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.

     Клиническое интервью -используется как метод  терапевтической беседы с пациентом  с целью оказать ему психологическую  помощь, например, избавиться от навязчивой идеи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Праксиметрический метод психодиагностики 

     Праксиметрический метод – при его осуществлении  психолог:

     не  измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого.

     анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д.

     Другие  названия

     Праксиметрический метод известен так же, как «анализ  продуктов деятельности», «архивное  исследование» («archival research») или «архивный  метод». Последние два термина  равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.

     Общие сведения

     Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.

     Праксиметрический метод широко применяется в следующих  дисциплинах:

     Историческая  психология

     Антропопсихология

     Психология  личности

     Психология  творчества

     Клиническая психология

     Для психологии творчества данный метод  считается одним из основных. В  клинической же психологии он применяется  при анализе текстов, рисунков и  поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

     Архивные  исследования можно рассматривать  в качестве эффективного способа  использования информации об имевших  место в прошлом событиях в  случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

     Плюсы и минусы

     Преимущества  архивных исследований

     В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти  неисчерпаемые возможности для  исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

Информация о работе Малоформализованные методики психодиагностики